Перейти к основному содержанию

Победители и побежденные

В Украине прошел третий кинофестиваль «Франкофония»
30 марта, 20:06
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «WELCOME» (РЕЖИССЕР ФИЛИПП ЛИОРЕ) / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Организуемый посольствами различных стран, в которых в ходу французский язык, а также Французским культурным центром фестиваль «Мир кино» призван, прежде всего, демонстрировать торжество демократии и дружбу даже тех народов, чья совместная история не всегда была безоблачной. Теперь, к примеру, бывшие колонии Франции, в статусе уже независимых государств, наравне с ней представляют свой кинематограф на сеансах «Франкофонии», традиционно проходящей в кинотеатре «Киев». То обстоятельство, что дружба и независимость так называемых стран третьего мира от государств, определяющих экономический и политический климат на планете, весьма условны, — на подобных мероприятиях не декларируется. Но об этом нетрудно догадаться во время просмотра иных картин, например, французской «Welcome» (режиссер Филипп Лиоре).

Редко какая программа современного европейского кино обходится без фильмов, тема которых — миграция на Запад обездоленных граждан бедных стран. Болезненной для европейцев проблеме — как сосуществуют построившие рай для себя белокожие люди с непрошеными гостями из мира «цветных» людей — посвящена и лента «Welcome». В ней не акцентируется тема расизма, но то, как пресловутая западная толерантность входит в противоречие с желанием защитить свой «дом из слоновой кости» от пытающихся проползти в него эмигрантов из Азии и Африки, показывается довольно бескомпромиссно.

Чтобы попасть из маленького портового французского городка в Туманный Альбион, отчаявшиеся нелегалы тайком проникают в грузовые фуры, в которых можно проехать сквозь пограничный контроль, только надев целлофановый пакет на голову — таможенники проверяют специальным прибором наличие под тентом углекислого газа, предательски выходящего из нас во время дыхания. Семнадцатилетний Билаль, беженец из Курдистана, не выдерживает такой пытки, — и всю прячущуюся в фуре компанию арестовывают. Тогда парень, который мечтает о карьере футболиста в ведущем английском клубе, решает самостоятельно переплыть Ла Манш, для чего ходит тренироваться в бассейн. Его тренер, болезненно переживающий развод с женой, проникается огромной симпатией к Билалю, поскольку тот ставит на карту свою жизнь даже не столько ради футбола, сколько ради девушки, сестры друга, которая с семьей с недавних пор живет в Великобритании. Тренер же, как он сам говорит о себе, ради того, чтобы вернуть жену, даже не решился в нужный момент перейти улицу, в то время как мальчишка готов ради любимой десять часов кряду грести в десятиградусной воде. Если бы фильм закончился хеппи-эндом, то режиссеру, сумевшему показать всю неоднозначность проблемы мигрантов, никто не поверил бы. Парнишка гибнет, не доплыв до заветного берега всего восемьсот метров, — «благодаря» британскому патрулю, который начал спасать «человека за бортом». Сцена его гибели, в которой добрые дяди бросают из катера спасательный круг, в то время как пловец в гидрокостюме гребет от них что есть силы, может послужить символом попыток материально благополучного западного мира помочь миру «униженных и оскорбленных». Сначала ограбив колонии при помощи оружия и внушив «туземцам» презрение к традиционным ценностям и образу жизни, бывшие метрополии теперь бросают им «спасательный круг» в виде соблазнов западной цивилизации — пресловутое западное общество потребления при помощи телевидения и его главной передачи — рекламы — научилось порабощать другие народы без сабель, пороха и виселиц.

Об утерянном рае традиционной жизни, складывающейся веками и разрушающейся сегодня даже в консервативном исламском мире, сокрушается Камла Абу Зекри, режиссер египетской ленты «Один-ноль». Несколько не пересекающихся до самого финала историй из жизни восьми персонажей сольются в один поток, когда сборная Египта выиграет в первенстве за кубок Африки со счетом один-ноль. Зритель же, по идее, должен понять, что с таким, как минимум, счетом он проиграл свои покой и счастье (и, по сути, свою жизнь), став жителем современного мегаполиса. Из фильма мы узнаем, что даже в славящемся своей приверженностью вековым устоям арабском мире мужчины утратили уважение к женщине, перестав видеть в ней мать и жену. Мужчины используют женщин только для своих эгоистичных целей, на что женщины ответили борьбой за эмансипацию. В результате все оказались проигравшими. В выигрыше (впрочем, в очень сомнительном) остались только те, кто превратил в прибыльный бизнес не только футбол и другие спортивные игры, но и всю нашу жизнь. «Война, страх, финансовый кризис и современные технологии разрушили много чего прекрасного в нашей жизни, зацементировав нас за решеткой ненависти» — делится режиссер своими мыслями, которые подтолкнули ее на создание картины «Один-ноль».

Одним из самых заметных фильмов нынешней «Франкофонии» (она им и открылась) стал франко-румынский «Концерт» (режиссер Раду Михайлеану), который погружает зрителя в реалии абсурдной постсоветской действительности и не менее нелогичной, в сравнении с западным мировосприятием, советской ментальности. С привычным для нас и диким для европейского сознания абсурдом зритель сталкивается с первых кадров картины — Андрей Филиппов, герой Алексея Гуськова, невзирая на свою утонченную интеллигентную внешность, работает уборщиком в Большом театре. Прибирая в кабинете директора этого славного заведения (директор, соответственно, выглядит классическим жлобом из новых русских), он прочитывает письмо, в котором оркестр главного музыкального театра России приглашают в Париж. С этого момента герой теряет покой, так как замышляет международную аферу: с концертом во Францию должен поехать не нынешний оркестр Большого, а тот, которым некогда, в печально известные брежневские времена развитого социализма дирижировал талантливый Филиппов. За отказ уволить из оркестра евреев он сам был уволен, как и большинство музыкантов, с тех пор промышляющих кто чем. Не будем до конца раскрывать все сюжетные перипетии фильма (возможно, он попадет и в наш прокат), чтобы не лишать интриги зрителя, который вместе с некогда спившимся, а теперь ощутившим новую непреодолимую жажду творчества дирижером мучается вопросом: сыграют в Париже пострадавшие от советской власти музыканты концерт Чайковского или нет? Скажем лишь, что в Париже, куда Филиппов с оркестром все-таки попадет (что еще не гарантирует выступление, так как музыканты, попав «за бугор», разбежались кто куда), он встретится с талантливейшей скрипачкой (эту роль сыграла Мелани Лоран). Скрипачка оказалась его дочерью... Но здесь опять таится интрига, без которой вся эта печальная комедия потеряет свою привлекательность для публики.

А печальнее всего в «Концерте» то, что в глазах известного румынского режиссера даже бывший партийный функционер, который приложил руку к тому, чтобы сломать судьбы многих талантливых музыкантов (теперь он становится их продюсером), — выглядит куда более симпатичным человеком, нежели нынешние хозяева страны. Счет опять оказался «один — ноль» не в пользу народа, хотя его в канун очередного юбилея Победы политики опять будут лукаво называть победителем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать