Перейти к основному содержанию

Подкова — на счастье

В Музее Симоненко хранятся уникальные экспонаты
31 января, 11:49
В НЕБОЛЬШОЙ КОМНАТКЕ ХРАНИТСЯ МНОГО ФОТОГРАФИЙ: ФОТОКОР «МОЛОДОЙ ЧЕРКАСЩИНЫ» ИГОРЬ ОСАДЧИЙ УСПЕЛ СДЕЛАТЬ НЕМАЛО СНИМКОВ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИМОНЕНКО НЕ ЛЮБИЛ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ

В Черкассах, в доме, которому вскоре исполнится сто лет, находится небольшой музей «Рабочая комната Василя Симоненко». О нем немногие знают, хотя музей существует вот уже 15 лет. Достаточно редко сюда приходят местные жители. В то же время, музейная комната пользуется большой популярностью у иностранцев, которые преодолевают немалое расстояние, чтобы посетить место, где в 60-е годы прошлого века начинал свой творческий путь выдающийся поэт. «День» побывал в музее, который размещен в редакции газеты «Черкаський край».

В центре Черкасс на улице Крещатик есть здание бывшего Земельного банка, построенное в 1914 году архитектором Владиславом Городецким. На протяжении 1957—1959 годов именно здесь в редакции газеты «Черкаська правда» работал Василь Симоненко. В 1998 году в его кабинете открыли комнату-музей.

«Здесь и пол тот же, и двери, и стены. Только поменяли окна, потому что те уже рассыпались. Все помнит Симоненко. То и решили, что в этом кабинете лучше всего сделать мемориальную комнату», — рассказывает экскурсовод Галина ТАРАКАНОВА. По ее словам, через три года Симоненко перешел работать из «Черкаської правди» в «Молодь Черкащини». Издание просуществовало лишь несколько лет. Потом газету закрыли, а здание, в котором она размещалась, снесли. Однако из кабинета Симоненко удалось забрать немало вещей, которые в настоящее время находятся в музее. Это его шкаф с книгами (есть даже журнал «Дніпро» за 1948 год!), радиоприемник, вешалка для одежды, стол, стул, телефонный аппарат, печатная машинка, настольная лампа.

«Это все вещи, которыми Симоненко пользовался. Есть даже чернильный прибор, с которым он работал. Вот этой ручкой любил писать, а этой — не любил, потому что она мазала очень и кляксы делала. Есть также много писем, написанных его рукой, и даже содержание к сборнику «Земне тяжіння», которую поэт не успел подержать в руках, однако готовил к печати. Он вообще очень мало печатал свои стихотворения. Когда его спрашивали, почему, то говорил: «Пусть полежат, пусть вода высохнет», — рассказала Галина Константиновна. В небольшой комнатке сохраняется также много фотографий. Фотокор «Молоді Черкащини» Игорь Осадчий успел сделать немало снимков, несмотря на то, что Симоненко не любил фотографироваться.

Еще один ценный экспонат — подкова. Ее в музей передал коллега и побратим Симоненко Мыкола Снижко.

«Как-то мы устроили пикник на берегу Днепра под Червоной Слободой. И Василь нашел под илом древнюю подкову. Принес ее домой и хотел прибить на дверях. Но жена ему не позволила. Сказала, что не стоит в новой квартире вешать такой ржавый ужас. Тогда Василь на следующий день принёс эту подкову в редакцию и прибил на дверном косяке. Сказал, что у каждого дома должен быть свой оберег», — рассказал «Дню» Мыкола СНИЖКО. Когда здание редакции сносили, он снял эту подкову с дверного косяка. Сегодня она сохраняется в музее Симоненко, поэтому каждый может ее увидеть, а при потребности и притронуться и загадать желание. Говорят, что если очень захотеть, то может сбыться.

«Василь прибил эту подкову на счастье. Кто знает, в чем счастье — или, чтобы жить долго, или чтобы вспыхнуть молнией, как он», — рассуждает Галина Тараканова. Посетителям музея она рассказывает также о том, как Симоненко написал новеллу «Вино з троянд». Мол, поехал в Тальнивский район в командировку, а ему рассказали легенду о садовнике, который угостил вином княжну, и она в него влюбилась. По словам Мыколы Снижка, эта легенда влияла и на личную жизнь поэта.

«Как-то Симоненко признался, как ему удалось «приворожить» будущую жену. Оказывается, не обошлось без вина из роз. Когда он впервые увидел Люсю, то купил большую корзину роз, сделал из них вино, угостил ее, и очаровал. А еще пообещал делать каждую весну вино из роз, — чтобы закрепить успех», — рассказывает Мыкола Снижко. По его словам, Василь называл свое фирменное вино на французский манер — «Симонэ». А жену Людмилу — Люсьен. Снижко вспоминает рецепт фирменного «Симонэ». Говорит, что нужно перемять с сахаром лепестки роз. «Мять нужно руками. Когда пустят сок, добавить воду. А затем ожидать, пока заиграет. Только нужно брать лишь розовые розы, они лучше всего для этого дела подходят», — уверяет побратим Симоненко.

Когда экскурсия заканчивается, Галина Тараканова включает магнитофон, чтобы посетители могли послушать, как Василь Симоненко читает свои стихотворения. Говорит, что даже непоседливые школьники перестают толкаться и слушают, затаив дыхание.

К сожалению, о музее Симоненко в Черкассах вспоминают редко. Разве что, в январе, когда празднуют очередную годовщину со дня рождения поэта и вручают литературную премию его имени. По словам пани Галины, чаще приезжают из других городов Украины или из-за границы.

«Недавно из Донецка приехала женщина с внуками. Рассказала, что ей попалась книжечка Симоненко. И она как почитала, то забрала внучат и поехала в Черкассы, чтобы побывать здесь, увидеть, где он был, и где работал. А летом из Польши была большая экскурсия — приезжали украинцы, которые издавна проживают в Польше, а также их дети и внуки. Оказалось, что они очень любят Симоненко, знают его поэзии. Когда закончилась экскурсия, зааплодировали и говорят: «А можно мы запоем песню?» И запели «Виростеш ти сину». С таким вдохновением, с таким воодушевлением, с такой торжественностью запели — как молитву в церкви. У меня были слёзы на глазах. Так бы хотелось, чтобы и наши люди, которые здесь живут, ценили Симоненко и больше знали о нем», — подвела итог Галина Тараканова.

Больше фото см. на сайте incognita.day.kiev.ua

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать