Перейти к основному содержанию

Полюса Днепродзержинска

Город и театр
10 декабря, 00:00

На площадь 250-летия города накладывается крест, на пересечении которого стоит русский театр имени Леси Украинки (привет Киеву!). С одной стороны католический собор, с противоположной — православный храм. Перед театром загруз в землю официальный идол современной Украины Тарас Шевченко, сзади взлетает в небо советский истребитель (москали в космос полетели — что, все?).

Чудеса продолжаются в театре. В неотапливаемом помещении полно зрителей (на премьерах и рядовых спектаклях), которые искренне, откровенно и точно реагируют на сценическое действие. Сюда на просмотры приезжают французы, московские критики, киевские театроведы и соседи из Днепропетровска. Здесь директор носит фамилию президента России. Здесь играют спектакли плохие и хорошие (получено немало театральных премий). Здесь живет международный театральный фестиваль «Классика сегодня», учит артистов студия при театре, трупа состоит из прекрасных уникальных профессионалов. Наконец, главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Чулков приглашает талантливых режиссеров-постановщиков, которые предлагают различные модели сценического искусства. А это заставляет актеров быть всегда наготове творить в самых разных стилях и приемах. Вот об этом и речь.

Последняя по времени премьера театра — «Овечка» Н. Птушкиной. Режиссер Дмитрий Лазорко создал новую версию этой постановки, вполне отличную от его предыдущего спектакля в Киеве, в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра («Ты, кого любит душа моя»). Библейский сюжет об Иакове и Рахили, любовь которых трагически разъединила старшая сестра Лия, Д. Лазорко на этот раз заканчивает жестоко и безжалостно — без любви превращается в зомби с мертвой душой, в бледный призрак юная Рахиль, умирает, достигнув материальных благ, опустошенный Иаков.

Текст пьесы Надежды Птушкиной полон откровенных словоопределений физиологических состояний, связанных с плотской стороной любви. И хотя актеры говорят словно стихами в прозе, словно «Песнь песней» высшего чувства, это шокирует непривычных к подобным откровенностям провинциального зрителя, воспитанного в стране «без секса» (кое-кто уходит в антракте). Хотя режиссер и избегает здесь соответствующего пластичного визуального рисунка отношений влюбленных, который так красиво и целомудренно использовал в киевском варианте. Он замещает его символами, образами — скажем, обсыпанием любимой зерном (семенем), игрой на флейте и тому подобное. Возможно, режиссер слишком увлекся придумыванием этих образных знаков (экран, кинопленка, детский велосипед): не все они ясно и полностью дешифруются воображением зрителей.

Так же инородным «флюсом» существует в спектакле танцевальная группа «ангелов». Ярко выраженные девушки (вспомните, что ангелы не имеют пола) прекрасно двигаются, но практически не имеют связи с основными персонажами и конфликтом пьесы.

Если с образом Иакова (Юрий Маликов) пока что возникают некоторые проблемы (вполне возможная вещь в нервном перенапряжении премьерного показа, еще и при «высоких» гостях), то две женские роли являются определенным художественным открытием.

Молодая Марина Юрченко (Рахиль) и раньше поражала значимостью личности и сдержанностью безумных страстей Долорес («Камінний господар» Леси Украинки), наивной непосредственностью и драматизмом собаки Сильвии («Сильвия» А. Герни). В роли Рахиль она особенно сильна в умопомрачении любовью перед брачной ночью в момент потери любимого. А в состоянии «зомби» она страшна своей духовной мертвостью.

Анна Кавуненко (Лия) в предыдущих ролях была просто симпатичной актрисой, а здесь она создает образ масштабный, философски насыщенный. Это сама мать-земля, преисполненная жажды плодоносности, миссии рожать детей и приумножать человечество. Она не приходит в неистовство от любви, она воспринимает ее как функцию пахоты, засевания и выращивания. Крупная телосложением, прекрасная внешне, малоподвижная в пластике (в отличие от летающей сестры) Лия-Кавуненко имеет свою правду, свою веру, и еще неизвестно, чья правда сильнее.

В пьесе Н. Птушкиной и спектакле Д. Лазорко высвечивается мысль, что без любви человек жить не может. Он или умирает (Иаков), или сходит с ума (Рахиль), или обречен на холодное одиночество (Лия). А еще пульсирует то, что грех обмана, присвоения, неправедного возвышения (Иаков, как известно, украл первородство у старшего брата Исава) наказывает не только грешника, но и бьет по наиболее дорогим ему людям. «Мне отмщение и аз воздам» — вечная библейская истина.

Другая пьеса той же Надежды Птушкиной «Рождественские мечты» идет в Днепродзержинске под другим названием — «Пока она умирала, или Счастье вам» в постановке приглашенного режиссера Сергея Калины.

Старшее поколение актерской трупы театра — Людмила Бережная (София Ивановна), Людмила Михайличенко (Татьяна), Джемал Вадакария (Игорь) — удивляет уникальной, на сегодняшний день, правдивостью и органичностью существования в образе. Простота и искренность их общения делает зрителей непроизвольными свидетелями обычной, узнаваемой жизни наших соседей. Они прекрасные эти люди-чудаки, интеллигенты «не от мира сего», которые молятся на Диккенса.

И только молодая актриса Валентина Галенко изображает продавщицу овощного магазина вульгарной мошенницей, нажимая на все актерские рычаги — крик, открытый звук, широкие жесты и тому подобное. Это, к сожалению, разрушает ансамбль, разрушает зрительскую веру в реальность сценической сказки. Хотя под конец сюжета артистка заметно успокаивается, тяготея к общему актерскому стилю спектакля.

А стиль этот хочется определить как ностальгически-традиционный. Никогда не погаснет базовая сила театра — реалистическое, почти безусловное воссоздание правды человеческого духа на сцене. Недаром так горячо воспринимает этот спектакль зритель, который неоднократно приходит его смотреть. Светлая иллюзия счастливой сказки, в которую театр заклинает нас поверить, не затрудняя наш интеллект расшифровкой условных знаков, является потребностью обыкновенного человека, который существует в страшной сказке современной действительности.

Традиционно-реалистический спектакль и авангардно-условная постановка — творческие полюса днепродзержинского театра сегодня. Это как два крыла у птицы — не будет полета ни без традиций, ни без поиска. Стоит не только навевать людям сладкий сон иллюзий, но и будить их мысль и совесть.

Полета тебе, театр!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать