Перейти к основному содержанию

Помнит ли Каменка Чайковского?

15 ноября, 20:17

На долю небольшой Каменки с населением около 15 тысяч человек выпало несколько ощутимых прикосновений Великой истории. Вдоль городского парка, заложенного еще несколько веков тому назад, — памятники Петру Чайковскому, Александру Пушкину и декабристам. В здешнем Музее Пушкина и Чайковского вам расскажут, что сюда всемирно известный Петр Ильич приезжал каждое лето в течение 28 лет к своей сестре, жившей здесь вместе с семьей. «День» уже неоднократно писал о Чайковском и Украине, с которой Петр Ильич, помимо прочего, был связан генетически. Род композитора берет начало с Полтавщины, один из его предков был казаком с характерной фамилией Чайка. Конечно, украинцам этот факт дает полное право приписывать Чайковскому генетическую тягу к Украине, хотя знатоки его биографии утверждают, что расположение композитора к Каменке было следствием прежде всего теплой семейной атмосферы, созданной сестрой Петра Ильича. Но, по-видимому, лучше биографов об отношении Чайковского к Каменке могут свидетельствовать слова самого композитора, для которого Каменка была местом, где он «нашел то ощущение мира в душе, которого не нашел в Москве и Петербурге». «Я просто плаваю в каком-то океане счастливых ощущений. Час тому назад была минута, когда я среди поля пшеницы, прилегающей к саду, был настолько потрясен восторгом, что стал на колени и благодарил бога за всю глубину пережитого блаженства. Везде красота и простор», — пишет Чайковский в письме к брату Модесту летом 1880 года.

По словам работницы Музея Чайковского и Пушкина Эмилии Толстых, достаточно детально изучив переписку композитора, в его письмах она не нашла ни одного негативного упоминания о Каменке, тогда как о Москве, которую Чайковский очень любил, временами он, впрочем, отзывался довольно прохладно.

Находясь в Каменке, композитор не пренебрегал местными ярмарками, где внимательно прислушивался к пению кобзарей и бандуристов. Чайковский любил фольклор, а песню называл «народной святыней». Под влиянием народного творчества он создал многие свои произведения. И нужно сказать, что Чайковский — не единственный среди русских композиторов, на чье творчество в большей или меньшей степени повлиял украинский фольклор. Среди них также Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Михаил Глинка.

Чайковский читал и любил поэзию Шевченко. На слова поэта написал два произведения — «На городі коло броду» и романс «Вечер». Их создание связано уже не с Каменкой, а с другим украинским городом — Браиловым, где сегодня, кстати, также действует Музей имени Петра Ильича.

В целом с Чайковским связано 16 уголков украинской земли. Не раз он бывал в Киеве, Харькове, Одессе, общался с тогдашней украинской творческой элитой. В Музее Каменки хранится картина Василия Забашты «Встреча Чайковского с Лисенко в Киеве». Во время одного из своих визитов в Киев Чайковский действительно был гостем украинского классика. Об этой встрече свидетельствуют воспоминания сына Николая Лисенко.

Отдельный интересный сюжет связан со встречей Чайковского и известной украинской актрисы Марии Заньковецкой. В 1893 году в одесской опере состоялась премьера «Пиковой дамы». После спектакля украинские актеры во главе с Заньковецкой подарили Чайковскому, присутствовавшему в зале, лавровый венок с надписью «Смертные — бессмертному». Позже Чайковский, которого очарует игра Заньковецкой в спектакле Тобилевича «Знедолена», будто в ответ подарит актрисе серебряный венок с надписью «М.К. Заньковецкой — бессмертной от смертного».

Каменка очень гордится своей культурной историей, особенно тем ее разделом, который связан с именем Чайковского. Таким образом, вопрос, вынесенный в заголовок статьи, может показаться бессмысленным (конечно, здесь помнят Чайковского, ведь есть и памятник, и музей.), хотя в действительности он коварный. Если спуститься с небес на грешную землю или, иными словами, выйти из Музея Чайковского и пройтись вдоль центральной улицы Каменки, которая до сих пор носит имя вождя пролетариата, то возникает вопрос: помнят ли и ценят ли здесь Чайковского в действительности? Если да, то каменчане должны знать классическую музыку, уважать свою историю, одним словом, быть неким анклавом высокой культуры в украинской провинции, но на местных выборах здесь до сих пор голосуют за коммунистов, а в учреждениях, так сказать, общественного отдыха играет синтезаторный шансон. Нет, не французский.

Чайковский в Каменке, к сожалению, присутствует преимущественно формально, но не ментально. Его творчество не диктует образ жизни, общения, построение отношений с миром. Так же, как во всей Украине до сих пор не ощутимо присутствие ни Шевченко, ни Леси Украинки, ни Франко, ни... Так же, как во всей Украине местные музейщики рассказывают «хорроры» о том, как в 90-х они спасали от «смерти» принесенный из дома одеялами рояль, на котором играл Чайковский. Пока в 2007 году средства на реставрацию музыкального инструмента не предоставил светлой памяти Виктор Черномырдин? Поэтому в память о русском дипломате здесь реагируют плачем.

Теперь на отремонтированном за личные средства Черномырдина рояле ежегодно играют победители Международного детского конкурса памяти Чайковского. В этом году уже восьмой конкурс, состоявшийся недавно, собрал наибольшее за всю историю своего существования количество участников — 48 скрипачей и пианистов в возрасте от восьми до 13 лет из многих украинских областей, а также участников из Беларуси и России. Принципиальная позиция организаторов (Каменский государственный историко-культурный заповедник, Росзарубежцентр, Национальный комитет Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО, Национальный союз композиторов Украины) заключается в том, что участие в конкурсе могут брать только дети из небольших поселков и сел, то есть те, у кого менее всего шансов на то, чтобы «пробиться», а также ученики музыкальных школ, которые носят имя Чайковского. Гран-при VIII Конкурса получила 12-летняя виолончелистка из Брянска Евгения Беляева.

Знаково, что в этом году к проведению конкурса впервые приобщилась группа украинских меценатов, объединенная в культурный фонд «Наше», вручившая более 10 денежных наград победителям конкурса. В то время как Киевская консерватория, которая, напомним, носит имя Чайковского, свое присутствие свела к максимальной формальности, не побывав на самом конкурсе, а лишь вручив памятные дипломы. Между прочим, впервые за все восемь лет его существования.

Наверное, кое-кому подобные конкурсы могут показаться слишком мелкими и незначительными, хотя в действительности (по крайней мере, если исходить не из позиций пиара и выгоды, а общественных потребностей) они являются важными не только с точки зрения поддержки молодых талантов, но и в целом поддержки духовного здоровья украинцев. Два дня в год — когда музыку Чайковского в Каменке исполняют дети — память о композиторе здесь действительно оживает. А его музыка заполняет глубокие культурные и мировоззренческие трещины. Она напоминает не только о Чайковском, но и о польском композиторе Кароле Шимановском, для которого Каменка была родиной, о том, что на расстоянии всего-то 20 километров отсюда — легендарный Холодный Яр. Говорите Пушкин? В свое время здесь бывал даже «Святой Варфоломей» Рембрандта! Но это уже, как говорят, совсем другая история...

КОММЕНТАРИЙ

Леся ОЛИЙНЫК, секретарь правления Национального союза композиторов Украины, генеральный секретарь Национального комитета Международного музыкального совета ЮНЕСКО, одна из инициаторов Международного детского конкурса памяти Чайковского:

— Главное задание для нас — это привлечение как можно большего количества детей из сел и регионов. Именно для них и создан конкурс. Это и является современной украинской культурой, к развитию которой, к сожалению, государство приобщается мало. В частности, инициатором основания этого конкурса было Посольство Российской Федерации, и ежегодно именно это учреждение поддерживает конкурс. Несколько раз нас поддержало Министерство культуры, но в последние годы помощи вообще нет.

Вторым важным аспектом, связанным с этим конкурсом, является то, что он предусматривает обязательное исполнение произведения украинского композитора. Благодаря этому начала звучать музыка современных композиторов, которая раньше не звучала.

Третий момент — это привлечение к музыкальному пространству сельских детей, которые абсолютно от него оторваны. Они не имеют возможности слушать качественную музыку не только вживую, а даже в записи. Благодаря конкурсу мы обнаруживаем таланты и не даем им потеряться среди каких-то жизненных обстоятельств, поддерживаем их, чтобы в дальнейшем они становились учениками музыкальных училищ, а впоследствии — студентами консерватории. Если ребенок побеждает в конкурсе или добывает призовое место, его музыкальному воспитанию начинают уделять больше внимания — и родители, и педагоги, и даже городская власть иногда помогает.

Конечно, таким конкурсам нужна государственная поддержка в виде целой стратегии, государственной концепции развития музыкальной сферы. Ведь вечно держаться на энтузиастах все не может. В этом году конкурс поддержали и меценаты. В Украине появляются люди, которые понимают, что значение культуры — огромное, в частности, музыкальной. Но их также нужно поощрить — законом о меценатстве, который Верховная Рада должна была бы уже давно принять. Ведь традиции меценатства в Украине есть, но нужны усилия, чтобы их возродить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать