Перейти к основному содержанию

Пороховое искусство

В Донецке фонд «Изоляция. Платформа культурных инициатив» совместно с китайским художником Цаем Гоцяном представил арт-проект «Цай Гоцян — 1040 метров под землей»
29 августа, 19:47
ДЛЯ ХУДОЖНИКА ОЧЕНЬ ВАЖНО СОХРАНИТЬ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РИСУНКА И ЕГО ДУШУ. ДЛЯ ЭТОГО ЦАЙ ПОДОЛГУ МЕДИТИРОВАЛ ПЕРЕД КАЖДЫМ ПОРТРЕТОМ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ФОНДОМ «ИЗОЛЯЦИЯ. ПЛАТФОРМА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ»

Особенность недавно открытого в Донецке фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив» состоит в том, что он работает на локальном уровне и с местным индустриальным материалом. При этом работы «Изоляции» нацелены на глобальное измерение. Таким стал проект «Цай Гоцян — 1040 метров под землей», представленный ко Дню шахтера. Именно шахтерская тематика является центральной в этом арт-проекте.

Зачастую шахтеры не хотят говорить о себе и о своей работе. Их руки иногда настолько черны, что уже не отмыть. И если в шахту уходит 18-летний юноша, оттуда вернется уже поседевший мужчина, покрытый морщинами. Зачем они туда идут и как тяжело им дается этот труд, можно прочесть на их лицах. Именно портреты шахтеров выбрал Цай Гоцян для совместного проекта с фондом «Изоляция» после своего визита на одну из шахт Донецка весной этого года. Все это время он работал вместе с местными художниками, чтобы создать 27 «Памятников на плечах». Такое название носит серия пороховых портретов шахтеров угольной и соляной шахт, в которых четко видна судьба каждого из героев. Очень символично то, что картины «сжигались». Ведь рисуя порохом, художник играл с огнем так же, как играет с опасностью шахтер, опускаясь в лаву. Полотна представили на огромных рамах, в которых раньше помещали советских вождей, под ними насыпали груды соли и антрацита, и приходилось пробираться, чтобы их рассмотреть.

Инсталляции — начало совместного проекта фонда с китайским художником. В рамках этого проекта также планируется презентация арт-книги украинского художника Павла Макова «Донроза», показ кинохроник, велоакция, а также образовательные лекции.

КОММЕНТАРИИ

Виктория ИВАНОВА, организатор проекта «Цай Гоцян — 1040 метров под землей», фонд «Изоляция. Платформа культурных инициатив»:

— Можно обратить внимание на то, что культурное развитие Донецка было достаточно маргинальным. Основной акцент был на индустрии. Очень важно, чтобы культура в таком регионе развивалась не по инициативе сверху, а исходила от самих жителей этого региона. Главный фактор, который ее сопровождает, — объединяющий. В Донецке общество политизированно и разбито по социальным ячейкам. Именно поэтому мы привлекли в работу над нашим проектом местных художников и волонтеров, которые помогали Цаю создавать картины.

Цай ГОЦЯН, художник (Китай — США):

— Во время работы над проектом был объединен труд многих людей.

Павел МАКОВ, художник (Украина):

— Никакое искусство не способно спровоцировать, ошеломить или напугать человека так, как может это сделать жизнь. В борьбе с жизнью мы всегда проигрываем. Но есть и другое искусство. В своей нобелевской речи Иосиф Бродский сказал: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека можно спасти». Вероятно, к этому человеку, которого можно спасти, и обращено искусство. У соцреализма были завышенные амбиции, но искусство не меняет мир, оно в какой-то степени его отражает, помогает выживать.

Фабио КАВАЛУЧЧИ, директор ЦСМ «Уяздовский замок» (Варшава, Польша):

— Я покажусь утопистом, если скажу, что искусство может изменить мир. По крайней мере, оно способно изменить жизнь, изменить мышление. А мир — это то, что мы познаем с помощью мысли. Цай Гоцян относится к таким художникам, которые способны менять мир. В его проектах заложено то, что способствует взаимодействию несовместимых вещей, мира, вселенной, — созданию невозможных проектов. Поэтому я считаю, что арт способен изменить мысли, а следовательно, он способен изменить мир.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать