Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Портрет родного кино

О феномене Леонида Быкова рассуждает известный критик Лариса Брюховецкая
16 ноября, 19:03

Монография называется «Свое/родное кино Леонида Быкова» — это совместный проект редакции журнала «Кіно-Театр» и издательства «Задруга». Родное кино у каждого свое — неподвластное критике оно является сферой глубоко индивидуального, даже интимного восприятия, вызывающего нас на тактильный контакт. Найти этот импульс может далеко не каждый, кто замахивается на создание кино, поскольку это требует большего, чем идеализированная способность гениального видения.

Таким редким даром обладал Леонид Быков — актер и режиссер, который остается бесспорным олицетворением «родного кино» для нескольких поколений киноаудитории на всем пространстве бывшего СССР. Его экранные образы, — среди которых Максим Перепелица и комиссар Титаренко, наверное, наиболее хрестоматийные для широкого круга зрителей, — не дают упустить ни одной, пусть и фрагментарной роли Леонида Быкова, даже если она кажется единственным достоинством фильма. Несмотря на свою популярность, Леонид Быков остается terra incognita для киноведения: его творческие методы слишком непосредственные, чтобы подвигнуть специалистов задумываться над ними, и в то же время они вынуждают затрагивать «неудобные» для аналитиков морально-духовный и этический аспекты. Поэтому основная часть ссылок на созданное Леонидом Быковым до сих пор пользуется готовыми и удобными «истинами», выработанными еще советской кинокритикой, которая, превознося успехи мастера в кино на военную тематику, параллельно поощряла снисходительное отношение к Быкову-комедиографу. Инертность современных исследователей особенно бросается в глаза, когда речь идет о биографии мастера, которая пестрит огромным количеством пробелов и по количеству достоверных сведений едва укладывается в сжатый формат энциклопедической статьи — нехватка информации способствует разрастанию спекуляций и домыслов, делающих жизнеописание Быкова привлекательным объектом «желтой» масс-медийной беллетристики. Противодействовать этой актуальной сегодня тенденции возможно средствами всестороннего — фактографическо-документального, теоретико-аналитического изучения творчества актера и режиссера.

Новая монография Ларисы Брюховецкой — одна из первых попыток комплексно подойти к решению этой проблемы. Как и в предыдущих своих исследованиях: о Леониде Осыке (1999), Иване Миколайчуке (2004), Юрии Ильенко (2006), она в который раз возвращает нас к родному кино, позволяя увидеть его через призму личности — личности близкой, но на удивление малоизвестной. Этим автор также взяла на себя обязанность, пока что слабо проявленную современным отечественным киноведением, создавать портрет украинского кино в его магистральных проявлениях и фигурах, не забывая при этом как об узком круге специалистов, так и о значительно более широкой категории заинтересованного читателя. Поэтому само появление на книжных полках такого редкого для нашего времени издания вызывает закономерный интерес. Говоря более предметно, к его основным достижениям в первую очередь стоит отнести открытие новых фактов из жизни Леонида Быкова, которые автор нашла в фондах Государственного музея-архива литературы и искусства, Музея Национальной киностудии им. А. Довженко, Киевского музея театра, музыки и кино, в Центральном государственном архиве кино-фото-фонодокументов им. Пшеничного, в Музее истории города Краматорска, а также записала из воспоминаний харьковских и киевских коллег и друзей актера. Их обнародование качественно дополняет уже известное в биографии Леонида Федоровича и опровергает «мифы», навеиваемые в последнее время в СМИ. Книга выделяется и в той части, где речь идет о творчестве Леонида Быкова, которое, как правило, оценивается в связи с военно-патриотической темой советского кинематографа. А вот Лариса Брюховецкая сместила акценты и сфокусировалась на тех аспектах, из которых выстраивается актерский и режиссерский феномен ее героя, таким образом, она расширила рамки искусствоведческого анализа, благодаря чему смогла представить его в более многогранном амплуа. Этим, собственно, и начинается книга — первые три части: «К вопросу о природе актера», «Страна интенсивного кино», «Ars longa, vita brevis», постепенно выводят феномен Быкова из мотиваций, связанных с актерской профессией, дальше — со временем, в котором пришлось работать, и, наконец, с творческим кредо. Примечательно, что здесь автор — одна из немногих, кто пытается раскрыть в даре Леонида Быкова черты национального характера, в том числе, когда рассматривает его в контексте традиций украинского театра. В тексте также встречаем ряд интерпретаций творчества Быкова, среди которых привлекает внимание трактовка дилогии «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты», которая выводится в контексте вопросов христианской веры и религии. Биографические разделы освещают малоизвестные страницы жизни Леонида Быкова до его появления на киноэкране: родословная и детские годы в Краматорске, а также харьковский период, с которым связаны учеба в театральном институте и первые шаги на профессиональной сцене местного театра. Основную же часть монографии составляют материалы, посвященные деятельности Леонида Федоровича в кино. Поданные в хронологической последовательности они в то же время структурированы по тематике актерских и режиссерских работ — как осуществленных, так и нереализованных замыслов. Относительно последних книга оперирует уникальным материалом — отрывками из сценария к фильму «Пришелец» — последнего, над которым работал Быков. Завершают издание разделы со статьями, выступлениями, письмами Быкова и приложениями в виде биографической справки с перечнем его театральных ролей, фильмографии и списком источников. Книга не перегружена специфической терминологией, благодаря чему доступна для восприятия, однако, взыскательный читатель может упрекнуть ее в некоторой эмпиричности изложения. На самом деле, когда речь идет о Леониде Быкове, этого трудно избежать — его феномен имеет слишком своеобразную материю, которая тяжело поддается измерению категориями рационального осмысления. Представленная монография также не претендует на всеобъемлющую, однако, в большинстве вопросов она проламывает замкнутое пространство, искусственно созданное вокруг имени Леонида Федоровича Быкова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать