Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

После и перед Пасхой

(несколько слов о культуре древнего христианства)
01 апреля, 20:09
ПАСХА В ВАТИКАНЕ

Восемь лет назад значительная часть жителей Земли отпраздновала 2000-летие Рождества Иисуса Христа. За это продолжительное время — 2000 лет — христианство во многом изменилось, в том числе изменились изображения Сына Божьего. Первые христиане (в большинстве — подданные могущественной языческой Римской империи) долгое время считали, что изображение Иисуса Христа как человека является большим грехом и искушением для верующих. Заметные изменения в этой области начались во времена Константина Великого (IV век), который прекратил гонения на христиан (значительная часть его войска состояла из поклонников Иисуса). В основанной им новой столице Константинополе император соорудил огромную колонну со статуей на вершине, которая соединяла языческое изображение Солнца, Мессии (Иисуса Христа), а также его самого — императора. Эта «смесь» была типичной для того времени.

Сегодня очень многое изменилось в христианском мире. Современные верующие, особенно православные и католики, просто не верят и даже оскорбляются, когда узнают, что в первую эпоху христианства изображения Иисуса Христа (иконы, росписи, статуи, гравировка на медных крестиках и пр.) категорически запрещались. И не врагами христиан, а христианским духовенством. Только на Втором Никейском Соборе (787 год) были торжественно разрешены иконы («образ», «портрет») и поклонения им.

Но во время гонений первых времен христианства большинство христиан считало, что материальное изображение Сына Божьего является большим грехом и сродни сотворению языческих идолов (в которые тогда веровали многие жители Римской империи). Спасаясь от преследований в катакомбах и сооружая там свои первые храмы, христиане использовали в богослужениях огонь и некоторые символические знаки, например, монограммы имени Христа, жертвенного агнца и др.

Только тогда, когда христианство было «легализировано», когда его приверженцы покинули катакомбы и другие убежища и начали отправлять богослужения легально, возникла проблема строительства и ритуального убранства. Это было тем более актуально, что христиане весьма неохотно «переселялись» в бывшие языческие храмы (храмы Юпитера, Венеры, Марса и др.). В первые века легализованного христианства наиболее пригодными для поклонения Христу оказались — в пределах Римской империи — так называемые базилики. (В те времена — здания, где проходили римские суды или совершались коммерческие сделки. Базилика имеет форму прямоугольника, разделена рядами колонн и завершается полукруглой нишей со сводом). Раскопки и дошедшие до нас документы позволяют считать, что базилики использовались во всей Римской империи и что именно эти здания отдавались христианами для богослужений.

Позже начали строиться специальные христианские базилики; к ним относится, например, древняя базилика св. Петра в Риме, на месте которой через много столетий был возведен величественный храм св. Петра, к строительству и украшению которого приложил свою руку великий Микеланджело.

В первые времена христианства базилики были весьма строго и просто украшены; для декора использовались только библейские символические изображения — христиане весьма долго считали всякие скульптурные изображения идолопоклонством и «идоловаянием», даже тогда, когда имелись ввиду библейские сюжеты. Если церкви и украшались, то исключительно символическими знаками, такими, как голубь, пальмовая ветвь, монограмма Христа и др.

Воссоздавать облик Иисуса было запрещено — как в живописном, так и в скульптурном виде. Главной причиной было то, что апостолы-евреи каждое скульптурное изображение воспринимали как «кумир», «идолище» — живопись была полностью чуждой иудеям и запрещена Ветхим Заветом. На нее смотрели с отвращением, как на языческое суеверие. Христианское чувство тогда питалось больше внутренними, чем внешними образами (как это и сегодня принято во многих протестантских церквях). Чувство набожного умиления возбуждалось изображением голубя, агнца, первыми буквами имени Христа. Популярным был, как это ни странно, петух, возвещающий наступление света. (Изображения петухов и сегодня венчают шпили старинных западных храмов). Очень почитаемым был Агнец — символ кротости и страданий, пасхальная жертва, т.е. символ страданий Христа. После разрыва с Католической церковью в начале ХVI века многие протестантские церкви и сегодня придерживаются, ссылаясь на обычаи первых христианских общин, практики первых христианских церквей — молитвенные дома там украшают только традиционные символы.

Стоит отметить, что древним римлянам, свидетелям формирования христианства, было совершенно непонятно поклонение «человеку», который не мог спасти даже себя и принял позорную смерть на кресте. Они были уверены, что христиане боготворят распятого преступника. Нелегко было принимать нового Бога также грекам — в евангельских текстах они весьма долго избегали иллюстрирования событий, связанных с поруганием Христа.

Кресты приобрели сакральное значение также не сразу — долгое время верующие обходились крестным знамением. А деревянные кресты имели тогда Т образную форму и были в Римской империи главными орудиями пыток и казней (потом роль древних крестов стали выполнять виселицы). Так что понятно, почему первые христиане (христиане-иудеи) не употребляли в своих тайных храмах даже схематических изображений крестов. А когда стали появляться сакральные металлические кресты, на них долгое время не изображали фигуру Распятого. Символом благовестия был тогда голубь с оливковой ветвью. А когда таки решались изображать самого Христа, то страдания на Его лице обычно отсутствовали.

Первые полные изображения Иисуса Христа начали появляться только в VI веке — художники обычно изображали его прибитым к кресту, в длинной роскошной тунике, с ликом спокойным и светлым. Голову венчал золотой нимб, заимствованный у богов и героев других религий (изображение Юлия Цезаря, например, украшалось венцом с золотыми лучами вокруг головы, головы императоров часто украшали нимбами).

Но много времени прошло, прежде чем появились яркие, выразительные, богато украшенные иконы, скульптура и живописные полотна, «описывающие» священную историю.

Когда появились распятия с изображением Христа в набедренной повязке, многие христианские общины были оскорблены и даже называли такие распятия непристойными.

Одним из наиболее ранних и чрезвычайно выразительных изображений Иисуса можно считать образ, созданный в VI веке и хранящийся в Синайском монастыре св. Екатерины. Это идеальное лицо Богочеловека, спокойно и с сожалением созерцающего мир, людей; на его лице — всезнание и печаль.

И еще одна существенная и естественная черта образов — на полотне, дереве или металле Христос (так же, как апостолы и святые) всегда имеет сходство с тем народом, к которому принадлежат верующие (в том числе — художники).

Некоторые средневековые христианский писатели считали, что облик Иисуса имел много недостатков и что именно так и должно быть — наружная красота Сына Божьего только отвлекала бы Его учеников от проповедей и пророчеств. Были также теологи, убежденные в том, «что великий дух не мог обитать в недостойном теле». Например, Иоанн Златоуст был уверен, что Христос был прекраснейшим из людей Земли.

Как известно, большинство современных ученых отвергает гипотезу, что до нашего времени дошли (или могли дойти) прижизненные изображения Иисуса, в том числе различные плащаницы. Интересно, что это совпадает с мыслями средневековых монахов-ученых, например, св. Иринея или блаженного Августина. Последний ссылался в качестве доказательства на тот факт, что все известные изображения Христа не похожи друг на друга.

P.S. Интересно, каким бы мог быть тот мир, в котором мы сейчас живем, если бы в нем не было христианства? Использованы: «История Искусств» Петра Гнедича и Grosse Illustrirte Kirchengeschichte

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать