Перейти к основному содержанию

Последние мазанки Харькова

В художественном музее открылась необычная и проникновенная выставка
14 мая, 16:12
МАЗАНКА НА ПРОСПЕКТЕ ИЛЬИЧА, 69. КАРТИНА ВЕРЫ УСТЯНСКОЙ / ФОТО АВТОРА

На протяжении года участники проекта разыскивали по всему городу настоящие мазанки — свидетельства былой казацкой славы Слобожанщины и типичные следы первых переселенцев, которые строили именно такие хатки, начиная с середины XVII века. Находки иногда поражали: старинные хатынки открывались в самом центре города, казалось бы, знакомого до последнего уголка — например, на улице Рымарской или Нижнегиевской. На выставке авторы представили результаты своих практических исследований — рисунки, фото, документы, истории отдельных хат. «Выставка мазанок — это окно между прошлым и будущим, которое фиксирует настоящее время. Это попытка соединить то, что не соединяется», — заметила на открытии фотограф Инна Можейко.

«Мазанки — это символ наших бабушек, которые постепенно уходят от нас. Я сам прожил у своей бабушки в такой хатынке все детство — это часть моей жизни. Для меня очень важно сохранить эту память», — поделился на открытии историк и художник Леонид Золотарев. Он оформил свои работы в старых обветшалых деревянных оконных рамах — символе настоящего теплого жилья, которое со временем становится ненужным.

Кобзарь и лирник Назар Божинский уверен: современным архитекторам еще долго нужно разгадывать секреты мазанок, построенных с максимальным приближением к пропорциям и потребностям человека. Это живое жилье, которое дает силы. «Жизнь в мазанке — это целая поэма! Протопить ее, наладить быт...» — соглашается с авторами организатор историко-культурологического исследования, краевед Михаил Красиков. По его словам, проект начинался год назад как конкурс студенческих работ, но постепенно трансформировался в городскую выставку. Кроме студентов, к поиску старинных хат приобщились художники, журналисты, архитекторы, историки и фотографы — Денис Витченко, Александр Шеховцов, Инна Можейко, Владимир Оглоблин и другие. Толчком к напряженной работе стала монография Стефана Таранушенко «Старі хати Харкова», которая была издана еще в начале 20-х годов прошлого века и поразила Михаила Красикова в его студенческие годы. Традиция мазанок была неразрывной до 80-х годов XX века, после чего хаты уже возрождали: ушли из жизни мастера, которые владели искусством строительства. Некоторые из построек, описанных в этой работе, уже исчезли, говорит краевед. Но найдены другие, теперь они запечатлены в творениях искусства и документах. «Мы не можем спасти эти мазанки, но можем хотя бы зафиксировать их, сохранить память о них, — уверен ученый. — Без мазанок город много потеряет, останется без признаков украинского. У нас мазанка не считается настоящей ценностью. Считают, что это жилье для бедных. Но такой дом очень важен в эстетичном смысле, не говоря об экологическом и историческом содержании». Он мечтает о том, чтобы сделать в одной из мазанок этнографический музей, но пока на такой проект нет денег.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать