Перейти к основному содержанию

Потерянное полушарие

27 ноября, 12:13
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ». В ГЛАВНОЙ РОЛИ — КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ / ФОТО С САЙТА STARTFILM.RU

Фильм «Географ глобус пропил» по одноименному роману  Алексея Иванова стал заметным событием российского проката. О нем пишут, его смотрят. На фестивале «Кинотавр» в Сочи он получил главный приз. Идет он и у нас, тоже не без успеха.

Режиссер фильма — Александр Велединский — начинал на телевидении (в частности, как соавтор сценария сериала «Бригада»). «Географ» — его третий полный метр, до того были «Русское» (по прозе Эдуарда Лимонова) и «Живой», которые получили преимущественно одобрительные отзывы.

«Географ» — ряд сцен из жизни рядового жителя Перми Виктора Служкина (Константин Хабенский). Он тот, кого можно назвать неудачником. Сначала безработный, потом — учитель географии (предмета, которого он в действительности не знает) на копеечной зарплате. Прикладывается к бутылке. Жена его разлюбила. Виктор ее, в свою очередь, любит, но все равно мечется еще между несколькими женщинами, а еще у него есть вполне успешный друг — полная  его противоположность.

Если это вам что-то напоминает, то, собственно, это оно и есть. Да, имеются определенные параллели с «Полетами во сне и наяву» Романа Балаяна с Олегом Янковским  и «Отпуск в сентябре» (телефильм Виталия Мельникова по пьесе Александра Вампилова с Олегом Далем в главной роли)

Иначе говоря, здесь — попытка воплотить вечный русский сюжет о лишнем человеке, который русское искусство  пересказывает в разных вариантах, начиная еще с Лермонтова и Пушкина.

Собственно, первая половина фильма более-менее придерживается старинной парадигмы. По жанровым признакам  «Географ глобус пропил» напоминает социально-бытовую комедию, но все же в начале, местами, это почти тот же горький смех, который маскирует невидимые миру слезы. Хабенский пытается создать образ внешне смешного человека, который балансирует на краю экзистенциональной пропасти. Правда, остальные актеры этот уровень не выдерживают.

Проблема таких героев, как Служкин, — в их отчуждении от реальности, в их глубоком внутреннем разладе,  а не в том, когда и с какой женщиной переспать. Развал семьи, пьянство — лишь симптомы, а не сама болезнь. Но, пытаясь развивать сюжет, Велединский расставляет акценты абсолютно пагубно для фильма. Выяснение отношений с женщинами и школьниками, похоже местами на типичный сериал, заполняет все смысловое пространство во второй половине «Географа». Плохо сыгранная мелодрама смешивается с посредственным романом воспитания, к этому добавляются серьезные проблемы с уровнем актерской игры, особенно у молодых исполнителей.

Глобус — это сленговое определение головы. Служкин пропивает свой «глобус», впадая в растущее социальное безумие, и режиссер имел хороший шанс дать портрет всего поколения растерянных, лишних, разуверенных русских через судьбу одного горемыки, определить диагноз своему времени, но это не вина только Велединского, что он не нашел нужные слова — возможно, их пока еще просто нет ни у кого.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать