Праздник для потехи и… раздумий
400-летие получения Жолквой Магдебургского права маленький галицкий городок отмечал с размахомМинистры, депутаты, многочисленные украинские делегации, гости из Польши, журналисты — все слетелись сюда на два выходных дня, чтобы окунуться в удивительную атмосферу возрождения архитектурной жемчужины, единственного в Украине образца чудом сохранившегося ренессансного «идеального» города- крепости. Торжественные сессии, народные вече, концерты, выставки и даже рыцарский турнир… Пожалуй, таким размахом не может похвастаться ни один городок (13 тысяч жителей). Но главное — никому не удавалось добиться такого внимания государства, вылившегося в долгосрочную Комплексную программу сохранения историко-архитектурной среды г.Жолква, что в первую очередь означает денежную помощь, рассчитанную на 20 лет. И хотя знатоки оценивают проведенную работу в 5 процентов от необходимых для города архитектурно-реставрационных работ, уже сегодня можно ходить по Жолкве с раскрытым от удивления ртом, ибо плотность памятников на один квадратный метр тут уникальная — 100 памятников архитектуры только мирового и национального значения. А войдешь в любой храм, опять же можно стоять часами, разглядывая росписи, скульптуры и витражи. Словом, чудо как хороша Жолква — и для любителей искусства, и для тех, кто увлекается историей. Тут в сжатые сроки можно университетский курс блестяще усвоить, ибо исторические личности так близко подойдут к вам и раскроются с такой ясностью, что можно вообразить — вот-вот встретишь на улице основателя города Станислава Жолкевского или его жену Регину, которая собственно и строила город, пока её муж сражался. Но именно в Жолкве Жолкевский сформировал объединенную европейскую армию, в которую вошли поляки, немцы, австрийцы и украинские казаки, повел их на Вену, а потом полгода праздновал в своей резиденции победу. В Жолкву привезли огромное число трофеев и разбили вокруг замка целый турецкий лагерь, весьма похожий на тот, что был близ Вены. Вот уж тогда попировали!
Впрочем, тут не только пировали, но и горевали — эпидемии уносили людей, землетрясения и пожары уничтожали строения. А история с головой Жолкевского приводит до сих пор в трепет чувствительные сердца. Военачальник погиб в одной из битв с турками в 1620-м. (В то время он уже был канцлером Польши.) После сражения янычары отыскали среди погибших Станислава Жолкевского, отрубили ему голову и повесили на главных воротах Константинополя. Регина Жолкевская, естественно, захотела выкупить голову мужа. Но турки запросили такую сумму, что ей пришлось собирать деньги около двух лет. По тем временам два миллиона золотых давали возможность построить два таких города, как Жолква. Польский король даже разрешил открыть в городе монетный двор, но Регине Жолкевской все равно непросто приходилось собирать со своих владений необходимое золото. Сегодня в костеле св. Лаврентия покоится прах и Жолкевского, и Регины, и их детей. А также всех Даниловичей и семьи короля Яна III Собесского с наследниками. Так что по численности и значимости погребений выдающихся государственных мужей Речи Посполитой парафиальный костел справедливо называют малым Вавелем. К тому же костел, несмотря на многочисленные потери, сохранил свое великолепие. Три богатых алтаря (а когда-то было семь), резные почетные сиденья и лавки, мраморные крестильница, амвон, надгробия и эпитафийные таблицы, мраморные и золоченые скульптуры — все это весьма впечатляет.
Говорят, именно в Жолкве родился и Богдан Хмельницкий. По крайней мере, это допускают такие историки, как И.Крипьякевич и Н.Полонская-Василенко. А расцвет города связывают с именем одного из богатейших магнатов Европы, польского короля Яна Собесского, который Жолкву получил в наследство от матери в 1661 м. Именно в этом году онстал еще и коронным гетманом, а в 1674 м избирается королем. Жолква,как центр огромнейших землевладений Собесских, становится частной резиденцией короля.
И король на неё не жалеет денег. Растет город, множатся храмы. Богато украшен и расстроен парафиальный костел. При старом костеле св. Андрея Собесский строит монастырь для монахинь-доминиканок, которые убежали из занятого турками Каменец-Подольского. Приглашает в Жолкву монахов-василиан и закладывает для них монастырь при церкви Рождества Христового, перевозит в него мощи св. мученика Ивана из Сучавы, приглашает в Жолкву Сучавского митрополита Досифея, известного молдавского и румынского писателя, который и становится первым игуменом василианского монастыря. Действующий до сегодняшнего дня монастырь, и особенно его типография, в конце ХIХ — первой половине ХХ вв. имели огромное просветительское значение для всего западного региона Украины. Тогда в Жолкву перебрались новые богатые евреи, купцы и мастера. Жолква приобретала черты настоящего европейского города. Можно сказать, столицы. Историки шутят: дескать, здесь обитала половина европейской знати и отсюда управляли не менее чем половиной Европы.
Интересно, что дважды в Жолкве бывал царь Петр. Первый раз проездом, направляясь в Раву-Русскую на переговоры с польским королем. А во второй раз он здесь подзадержался — с осени 1706-го до конца весны 1707-го. Здесь он подправлял собственноручно начертания букв кириллицы. Здесь разрабатывал план войны со шведами и к нему приезжал гетман Мазепа со старшинами. Именно в Жолкве Мазепа узнал, что Петр готовится к реформации гетманской Украины, что и подтолкнуло его, переодетого в монаха, бежать к шведскому королю.
«Отметился» в Жолкве и Меньшиков. Говорят, пока Петр трудился в поте лица, ветреный Алексашка развлекался в одном из монастырей. Его побаивались, угомонить было сложно, пожаловались Петру, и тот бежал за своим любимцем через площадь, подгоняя его здоровенной палкой. Чем, естественно, потешил горожан.
В Жолкве многие блестяще знают историю города. И как тут не будешь знать, когда живешь, к примеру, в замке — гетманской и королевской резиденции. Когда возникла идея реставрации замка, а значит, и полного отселения из его помещений, многие не знали как реагировать. Советская власть выделила тут «квартиры» военнослужащим и вольнонаемным работникам военной части в начале 60-х. Люди тогда обрадовались — комнаты большие, хоть и никаких удобств, но ведь жилье в самом центре! Приспосабливались, как могли. Кто делал ванну, кто ставил умывальник, но до канализации дело не дошло — не было на то возможностей. Поэтому до сих пор жильцы выносят ведра в выгребную яму и бегают в построенные за замком туалеты, где, конечно, соответствующие запахи и соответствующая санитария. Так что жалеть вроде бы не о чем, разве что добиваться надлежащих площадей, что люди и делают. В новом доме, который вот- вот войдет в строй и предназначен именно для жителей замка, квартиры не такие большие, но зато со всеми удобствами. Хотя женщины в возрасте все-таки горюют: им жаль сарайчиков, которые они понастроили во дворе и окрестностях замка, где держат курочек, гусей и козочек, где небольшие огороды и привычные завалинки, и, ясное дело, скоро все это придется покинуть…
В этом году Жолква для реставрационных работ освоила просто уйму денег. 7 миллионов гривен из госфонда, 764 тысячи из областного бюджета, 1,5 из местного и еще 15 млн. из различных источников, в большинстве своем спонсорских. Сегодня звонят со всей Украины и спрашивают — как вам это удалось, как изловчились? Жолковчане отшучиваются, понимая, что им нужно в 10 раз больше, чтобы Жолква засияла в своей действительной красе. Благо, додумались на всех углах заговорить о 400-летии Магдебургского права. Есть и такое мнение — что удалось к юбилею отхватить, то и будут иметь, а все остальные материальные претензии — опять же дело будущего, настойчивости и… некоторой хитрости. Кстати, кое-кто на Львовщине завистливо бурчит, что, дескать, нашему Магдебургскому праву лет поболе будет, а мы такой шумихи не поднимали. Ну, во-первых, сами виноваты. А во-вторых, не даровал Бог такой архитектурной красоты, как в Жолкве. Может быть, и таких энтузиастов, как Михаил Кубай, директор центра городского развития «Свет культуры», нет. Что касается «где, что и как было построено» — он один из главных специалистов и старается так городские власти «додавить», чтобы придерживались во всем исторической точности. Впрочем, мэра города Петра Выхопня, которого жолковчане любят за преданность городу и душевную доброту, уговаривать не приходится. Он сам в архивах сидел, докапываясь, что же давало городу Магдебургское право и каково его значение сегодня?
22 февраля 1603 года в Кракове была дарована «Привилегия Сигизмунда III г.Жолкве на магдебургское право» (юбилей перенесли на ноябрь, ибо слишком многое не успели подготовить и доделать): «…устанавливаем городское управление и судопроизводство, которые должны решать все вопросы руководства… решать дела между собой, так и между собою и прибывшими во все вопросах и спорах …нашей королевской властью целиком даем и разрешаем решать это вийтам, бургомистрам, райцям и лавникам и другим служащим, которых назначит вельможный Станислав Жолкевский… Гражданам в этом новом городе Жолкве по обычаям других городов, имеющих магдебургское право, разрешаем построить замок (резиденцию), а также корчмы, ризницы, бани… внедрить и установить ярмарки и торги четыре раза в год».
Торговые пошлины при этом сохранялись. Однако была дарована и существенная льгота, о которой сегодня можно только мечтать: «Разрешаем этим Нашим письмом всем гражданам упомянутого города Жолква свободу и освобождение на вечные времена от уплаты таможенных налогов и других оплат в Нашу таможню, как в Короне, так и в Великом Литовском княжестве. И чтоб всякого рода товары могли ввозиться и вывозиться без преград и трудностей».
И если Магдебургским правом может похвалиться далеко не один украинский город, то тем, как построена была Жолква и что ей удалось сохранить, она может гордиться чуть ли не в одиночку. А именно, по урбанистической концепции средних веков, Жолква строилась и жила, как идеальный город. И это означает не только прямоугольную центральную площадь и надежную защиту от набегов врагов, но еще и максимальные удобства для жизнедеятельности граждан. Одновременно сооружались общественные центры для украинцев, поляков и евреев. В них входило несколько второстепенных и три главных объекта: храм, школа и приют для стариков.
Так что Жолква, в свете всего перечисленного, своим юбилеем дала возможность не только полюбоваться ее красотами, но и о многом задуматься. И еще очень интересно — удастся ли городу сократить 20 отведенных Кабмином лет для своего возрождения? Очень хочется, чтобы мудрые жовковчане в 10 лет программу одолели!
Выпуск газеты №:
№215, (2003)Section
Тайм-аут