Предсказуемые триумфы
Американская киноакадемия объявила обладателей «Оскара»![](/sites/default/files/main/articles/26022013/1oskar_0.jpg)
«Большая ночь» в Лос-Анджелесе завершилась. Обошлось без неожиданностей. Четыре статуэтки получила «Жизнь Пи», по три — «Операция «Арго» и «Отверженные», а «Линкольну» Стивена Спилберга достались только две награды.
85-й «Оскар» выдался предсказуемым. Кажущийся сюрприз — неуспех «Линкольна». Ведь это историческая драма, посвященная легендарному Аврааму Линкольну, а в Америке внимательны к своей истории, особенно периоду Гражданской войны; кроме того, «Линкольн» лидировал по количеству номинаций (12); наконец, Спилберг в Голливуде — неоспоримый авторитет. Однако, по мнению киноакадемиков, «Линкольн» затянут, тяжел в сценарии и режиссуре. Единственное, что скрашивает это утомительное зрелище, — филигранная работа Дэниела Дэй-Льюиса в главной роли — для актера это уже третья статуэтка. Конкуренцию ему мог бы составить потрясающий Хоакин Феникс в драме Пола Томаса Андерсона «Мастер», но Киноакадемия традиционно не жалует картины Андерсона.
Предсказуем вердикт и в главной категории: лучший полнометражный игровой фильм — политический триллер Бена Аффлека «Операция «Арго». Триумф картине Аффлека пророчили с того момента, как стали известны списки номинантов. Режиссерские приемы здесь стандартны, запоминающихся актерских работ нет, но драматургия в целом захватывающая (Крис Террио награжден за адаптированный сценарий), подействовал также историко-политический фактор: сюжет об остроумной операции прикрытия, проведенной ЦРУ в 1980 году, с тем чтобы вывезти из охваченного революционным террором Ирана группу сотрудников посольства США, имел место в действительности. Складывается впечатление, что американцы хотят выиграть у Ирана войну хотя бы на экране; пусть лучше на экране и воюют.
Конечно, «Жизнь Пи» Энга Ли не должна была остаться без победы хотя бы в одной категории: красочные спецэффекты, 11 номинаций, говорит о гармонии с природой и межрелигиозном согласии, да и любят в Америке сказки. В итоге дали за режиссуру, операторскую работу, визуальные эффекты и саундтрек.
Как и 18 лет назад, Тарантино получил награду как лучший сценарист — тогда за «Криминальное чтиво», сейчас — за «Джанго освобожденного». Как и три года назад, работа у Тарантино принесла австрийцу Кристофу Вальцу статуэтку за роль второго плана, только в «Бесславных ублюдках» он играл мелкого нацистского беса, а в «Джанго» — гуманного охотника за головами.
Мюзиклу «Отверженные» по определению должен был достаться «лучший звук», а несчастная, но красивая Энн Хэтэуэй напела на лучшую женскую роль второго плана. Лучшей главной актрисой сочли Дженнифер Лоуренс за воплощение образа невменяемой танцовщицы в мелодраме «Мой парень — псих»; позади остались столь серьезные конкурентки, как Джессика Честейн («Цель номер один»), Эмманюэль Рива («Любовь»), Наоми Уотс («Невозможное»).
Напоследок — самое приятное. Во-первых, лучшей документальной лентой признали шведско-британскую «В поисках Шугармена» (режиссер Малик Бенджеллуль) — удивительный неигровой детектив о поисках бесследно исчезнувшего в начале 1970-х рок-музыканта Родригеса.
А во-вторых, «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке получила «Любовь». За день до этого в Париже шедевр австрийского режиссера Михаэля Ханеке был также удостоен пяти премий «Сезар» — европейского аналога «Оскара». Если считать «Золотую пальмовую ветвь» и «Золотой глобус», то у «Любви» теперь все высшие кинонаграды мира. Настоящий праздник не только для Ханеке и его коллег по съемочной группе, но и для каждого ценителя арт-кино.
Фото Рейтер
Выпуск газеты №:
№35, (2013)Section
Тайм-аут