Перейти к основному содержанию

Проекция традиций в будущее

Во Львове представили проект «Панны-Мадонни-Гуцулки» художницы из Польши
27 июля, 22:47
Фото Андрея КУБЯКА

Экспозицию художницы, профессора, заведующего кафедрой дизайна одежды Академии изобразительных искусств им. Стшеминского (г. Лодзь) Дороты Сак открыли сегодня, 27 июля, в Национальном музее им. Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20). Показ проходит в рамках ХХ международного пленэра «Самоидентификация в диалоге культур», участие в котором принимают художники и ученые из Швейцарии, России (Сургут, Украинский центр культуры), Польши, Молдовы и Украины.

Открывая выставку, генеральный директор Нацмузея Игорь Кожан в частности отметил, что Национальный музей является вместе с Львовской национальной академией искусств соучредителем пленэра, который пройдет в этом году традиционно в Яворове на Львовщине, а продолжится — в Молдове. «На выставке «Панны-Мадонни-Гуцулки» есть возможность ознакомиться с творческими наработками пани Дороты Сак, и это — хорошие модели, красивая печать, и эта экспозиция очень кстати для украинских художников, для студентов и посетителей музея», — сказал Игорь Кожан.

По словам вице-консула Генерального консульства Республики Польша во Львове Марьяна Орликовского, представленная выставка — это проекция традиций в будущее. «Очевидно, наше прошлое имеет очень сильное влияние на наше будущее», — считает дипломат.

«Имеем достаточно знаковый и значимый прецедент, поэтому начинаем очень масштабную культурологически-художественную акцию, — отметил проректор по научной работе ЛНАИ, профессор Роман Яцив. — Данная акция имеет очень серьезный генезис, очень динамичную биографию и не менее интересную перспективу. Она спланирована, застроена еще 21 год назад именно как практикум и площадка для дискуссий, для разговоров по совершенствованию различных творческих и художественных специализаций на междисциплинарном и международном уровне. И поэтому сегодняшняя акция и начало очередного пленэра является очень важной позицией в той части, что организаторы не устают, однако ищут новые формы для взаимодействия — межкультурного, межнационального, междисциплинарного — для того, чтобы строить новое качество реальности в Европе, в мире. И поэтому это событие очень символично и симптоматично. В целом пленэр — это динамическая структура, которая постоянно меняется и совершенствуется. И отыскиваются новые источники инспираций для того, чтобы, во-первых, находить новых друзей, во-вторых, — находить проблематику. А проблематика идентичности является крайне актуальной именно в диалогах, так как именно на межкультурном стыке можно находить очень много глубоких смыслов и такие позиции, на которых можно строить те художественные отрасли, которые также довольно быстро меняются. В данном случае — художественного текстиля. Я давно отслеживаю творчество Дороты Сак и могу сказать, что выставка «Панны-Мадонны-Гуцулки» — это одна из вершин ее синтетического мышления. Это просто поразительная эстетическая картина!».

«Я хорошо знаю творчество Дороты Сак, но такого не ожидала, — отметила одна из организаторов украинско-польского проекта «Символы самоидентификации» (2015-2016 гг.), Доцент кафедры художественного текстиля Львовской академии искусств Зеновия Шульга. — Выставка специально сделана под залы Национального музея, и она очень органичная, художественная, творческая и знаковая».

«В 2015-2016 годах мы совместно со студентами и преподавателями Львовской академии искусств и Академии изящных искусств в Лодзи реализовали проект «Символы идентичности — традиции и современность», — рассказала профессор Дорота Сак. — Его задача — представить взгляд современного поколения на культурное наследие и его адаптацию в современном этнодизайне. Мода является важным элементом проявления самоидентичности, принадлежности к тому или иному культурному кругу, и ее язык понятен широкой аудитории. В то же время она является пространством, которое объединяет разные поколения. Совместная работа польских и украинских студентов над созданием коллекции одежды на основе артефактов прошлого имела целью подчеркнуть исторические истоки и принадлежность Польши и Украины к европейскому культурному пласту».

Что касается проекта «Панны-Мадонны-Гуцулки», который сегодня представлен, то, говорит профессор из Лодзи, он навеян Гуцульщиной: «Тема, которая долгое время беспокоит меня, заключается в выявлении идентичности современного европейца и в поиске ответа на до сих пор актуальный вопрос: «Кто мы?». Величавая, яркая, красноцветная одежда является пластичным выражением опыта, аккумулированного на протяжении длительного познания культуры и искусства гуцульских горцев. Отдельные ее элементы относятся к гуцульскому наряду, но они не следуют его. Техника плиссирования, декоративные элементы, как, например, кисточки-«дармовесы», является лишь интерпретацией традиционных орнаментов и методов обработки тканей. Народное искусство всегда служило источником вдохновения для многих людей искусства. В Польше давно огромный интерес вызвали изделия народных мастеров, которые оказали значительное влияние и на развитие городской культуры. Народные формы, символы и украшения закладывали основы польского национального стиля и должны были подчеркивать польскую идентичность. Живопись этого времени часто представлял народные мотивы. Нередко в творчестве ведущих художников (Казимир Сихульский, Теодор Аксентович, Владислав Яроцкий, Фредерик Паутч) появлялась гуцульская тематика. Под влиянием их работ и я заинтересовалась Гуцульщиной. Впервые побывала на Гуцульщине в 2007 году и была поражена не только горным пейзажем и народной архитектурой, но и любовью жителей этого края к традиции, заботой о ее сохранении для будущих поколений. А гуцульская одежда в реальной действительности оказалась еще более интригующей, чем в произведениях художников XIX века». 

Выставка Дороты Сак «Панны-Мадонны-Гуцулки» в Национальном музее продлится до 19 августа. 

Сегодня же в рамках проекта «Самоидентификация в диалоге культур» в Музее этнографии и художественного промысла (проспект Свободы, 15) открылась выставка текстиля «Метаморфозы», автором которой является участница пленэра Эльвира Чемортан-Волошин из Молдовы. 

А в Марийском обществе на ул. Руськой, 10 представят выставку студенческих работ, чтобы показать, как молодые художники причастны к процессу создания современной ткани. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать