Пушкинские мотивы по-японски
65 исполнителей труппы, две машины декораций и «советский» балет
15 — 17 января 2004 года на сцене Национальной оперы Украины фирма «Антреприза» впервые представит киевлянам и гостям столицы гастроли японской труппы «Балет ШАМБР ВЕСТ» со спектаклем «Татьяна» по мотивам «Евгения Онегина» А.С.Пушкина на музыку П.И. Чайковского. Гастроли пройдут под патронатом Посольства Японии в Украине. После выступления в Киева японцы отправятся в Санкт- Петербург и Москву.
Тридцать лет назад зародилась любовь японцев к классическому балету. К тому же они с большим рвением обучаются у славянских педагогов как у себя на родине, так и в ведущих хореографических училищах России, Украины, Беларуси. За последнюю треть XX века Япония фактически превратилась в «балетную державу», у которой есть первоклассная труппа (можно вспомнить гастролировавший в Киеве «Токио балет»), престижные международные конкурсы, известные танцовщики, работавшие или до сих пор работающие в знаменитых западных труппах. В 1990 году руководитель «Токио балета» Т. Сасаки на пресс-конференции, посвященной тридцатилетию труппы, отметил, что для постановки национальных балетов им приходится приглашать тех европейцев, которым они всецело доверяют. И прежде всего Мориса Бежара, поставившего ряд балетов на японские сюжеты. Среди них — «Кабуки», балет под названием «М», посвященный судьбе Мисимы... Немало работал в Японии и Джон Ноймайер, другие знаменитости. Но японская хореографическая мысль дальше использования кимоно до сих пор так и не пошла. Однако, похоже, нас в этом переубедят уже совсем скоро. По словам директора фирмы «Антреприза» Романа Ефимова, в Киеве состоятся гастроли самобытного коллектива. В нашу столицу приедут 65 человек. Танцовщики будут выступать в сопровождении Симфонического оркестра Национальной оперы Украины. Спектакль «Татьяна» интересен разнообразной сценографией (две машины декораций), спецэффектами, а в изысканных костюмах японцы скрупулезно попытались восстановить моду времени действия поэмы Пушкина.
«Шамбр вест» по-французски означает «западная комната», это словосочетание — производное от места базирования коллектива в Японии (к западу от центра Токио). Труппа существует 14 лет, занимается новой трактовкой классических балетов и выпускает оригинальные балеты в постановке худрука Хироаки Имамуры (совместно с главой балетной школы при «Шамбр вест» Юрико Кавагучи, они же являются и ведущими танцовщиками).
С момента основания труппа выпустила 12 премьер. В их репертуаре: «Щелкунчик» П. Чайковского, «Испанский балет» на испанские мелодии, «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, танцевальная сцена из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Золушка» С. Прокофьева, «Коппелия» Л. Делиба, танцевальная сцена из оперы «Травиата» Дж. Верди, «Небесная поэма» М. Исидзимы, «Сайге под моросящим дождем» Дзиро Со, «Северный свет» (Nothern Light) М. Исидзимы и «По дорогам» (On the Road) С. Амано, которые были высоко оценены критикой и любителями балета.
Труппа много гастролирует по стране, принимает участие в международных фестивалях. Три года назад балет «Шамбр вест» выступал в Большом театре (Москва), Александринском театре (Санкт-Петербург) и Национальной опере Эстонии (Таллинн).
Два года назад Х. Имамурой и Ю. Кавагучи был поставлен балет «Татьяна» с участием российского художника Вячеслава Окунева и фирмы-изготовителя декораций балетных и оперных спектаклей «Возрождение» (Санкт-Петербург).
Конечно, взыскательная публика, зная, что классический балет Японии — явление подражательное, может скептически отнестись к подобным экспериментам с русской классикой. Вот именно им и хотелось бы напомнить, что подражают тем, кого любят. А значит, нас ожидает очень интересная и самобытная трактовка классического произведения. Кстати, «Евгения Онегина» никогда доселе не переводили на язык танца. Кроме того, всем известна фанатичная работоспособность японцев, добивающихся именно в искусстве поразительных успехов. Так, у балерин «Шамбр вест» — хорошая техника и изящная исполнительская манера. А танцовщики демонстрируют в дуэтах и массовых сценах весь стандартный набор поддержек, прыжков, ничуть не уступая любому европейцу. Учитывая, что самые первые уроки в сфере классического балета японцы получили полвека назад от советских наставников, неудивительно, что они склонны как к драматическому балету, так и к танцевальным «обобщениям» того типа, что были популярны у нас в 60 — 70-х годах. Разговор руками, набор основных па классики плюс танцовщики как аллегории — излюбленные приемы в балетах «Шамбр вест».
Выпуск газеты №:
№3, (2004)Section
Тайм-аут