Путешествие чащами...
В Национальном художественном музее Украины открылась выставка «Метафизический Роман Сельский»
Этот проект приурочен к 110-летию со дня рождения знаменитого львовского художника и реализуется при поддержке Министерства культуры Украины. В экспозиции представлено больше 30 работ из фондов НХМУ, львовских музеев и частных коллекций Киева и Одессы. Событие знаковое для музея, заместитель директора Департамента охраны культурного наследия Министерства культуры Украины Андрей Гусак признался: «Открыть эту выставку было не очень легко. Экспозиция небольшая, но картины редкие»!
Роман Сельский — заметная фигура в художественной среде Львова. Он и его семья были носителями аристократического духа, а их дом называли «Салоном Сельских». Особое влияние на творчество художника оказывала метафизика, в первую очередь, итальянцы Джорджо ди Кирико и Джорджо Моранди. Заместитель генерального директора НХМУ по научно-просветительской работе Марина Скирда объясняет: «На представленных картинах — вполне реальные вещи, но они как будто растворены в цвете, более декоративные, выразительные. Художник открывает духовное в самом простом, это заметно в структуре композиции. Вот, бабочки из одноименной картины изображены крупным планом на фоне горы — и зритель понимает, что смысл бытия именно в них, созданиях, которые живут один день».
В ранних работах художника влияние европейских художников чувствуется больше всего. «Особенности метафизической живописи — урбанистичность, тема одиночества. Сельский раскрывает это через пейзажи портовых уголков, как, например, в работе «Пристань» (из частной одесской коллекции). В более поздних полотнах уже прорисовывается личная манера художника», — комментирует Оксана БАРШИНОВА, заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХІ века НХМУ.
В советские времена львовская школа была одним из центров живописной свободы, но произведения ее представителей не предназначались для помпезных официальных вернисажей: «Картины Романа Сельского небольшие по размеру, камерные. Один из периодов его творчества приходится на 1970-е, время «тихого» искусства, когда некоторые художники, не только львовяне, вместо подготовки больших выставок, исследовали интересные для себя явления, изучали альбомы европейских мастеров», — рассказывает Марина Скирда.
— Колористика, форма и стиль мастера увлекают, — признается старший научный сотрудник Института философии НАН Украины Татьяна ГАРДАШУК. — А еще осознаешь, с одной стороны, укорененность украинской живописи в национальную почву, а с другой — ее родство с европейским искусством...
Выставка будет продолжаться до 18 августа.
На днях в НХМУ прошли первые литературные чтения «Музей. Summertime»: радиоведущая Соня Сотник «угощала» слушателей «Вином из одуванчиков» Рэя Брэдбери. Подобные встречи будут проходить раз в неделю до конца лета. Их цель — привлечь людей в музей и к «интеллигентским забавам» вообще.
Еще один проект связан с соцсетями: «Творчество многих украинских художников второй половины ХХ века невозможно представить без Седнева. Там есть Дом творчества и отдыха Союза художников Украины. Мы решили еженедельно выкладывать в соцсети какую-то работу, связанную с Седневым и интересную информацию о ней. А в субботу будем приглашать людей к этой картине, чтобы обсуждать ее, и так до конца лета», — обещает Марина Скирда.
Выпуск газеты №:
№128, (2013)Section
Тайм-аут