Пять минут — это много или мало,
или Привет от Майи Плисецкой25 марта на сцене Национальной оперы Украины выступала женщина- миф, небожительница для многих поклонников балета — Майя Плисецкая. В этот раз знаменитая актриса приехала в Киев с «Имперским русским балетом», показав их совместную программу в рамках Третьего международного фестиваля танца «Звезды мирового балета».
Вечер был выдержан в классическом стиле: чем значительнее артист, тем дольше он держит паузу. Поэтому в первом отделении зрители, предвкушая появление примадонны, познакомились с последней работой «имперщиков» — одноактным балетом «Призрачный бал» (хореография Дмитрия Брянцева). Декорациями спектакля служили три люстры и много-много пиротехнического дыма.
После перерыва, заинтригованная публика, когда же появится Плисецкая, замерла в ожидании чуда. Поднялся вверх занавес. На лесной опушке, среди камней спит Фавн — бог плодородия, покровитель скотоводства (Константин Осин). Его послеполуденный отдых нарушили мифологические женщины-богини. И вот, под звуки музыки Клода Дебюсси, словно ожившая из древнегреческой фрески, выплывает Нимфа — Майя Плисецкая. От ее гибких, выразительных рук невозможно отвести глаз. Несколько минут зрители пребывают, словно в гипнотическом сне. Знаменитый номер Вацлава Нежинского благодаря балерине приобретает совершенно другие акценты. Но, вот чары рассеиваются, актриса уходит под крики «браво».
Затем приму сменяют Гедиминас Таранда и Ольга Павлова. Их танго «Неоконченная история» — уже хорошо знакомое, тщательно срежиссированное действие: дуэт страсти. Как в калейдоскопе, меняются хореографические композиции — модерн и классика. Виртуозно танцевал «Гопак» из балета «Тарас Бульба» Артем Михайлов, очень пластична Ирина Сурнева в акробатической композиции. Ярко, гротескно выступил острохарактерный танцовщик Витаутас Таранда. В номере «Смотрины» он был застенчивым неуклюжим «очкариком», немного похожим на Вуди Аллена. А в оффенбаховском «Кан-кан сюрпризе» — женщина-вамп в красном (привет балету Михайловского и «падшему ангелу» Моисееву). Публика рукоплескала всем. Даже упавший при исполнении па-де- де из балета «Дон Кихот» К. Осин был поддержан аплодисментами.
В финале вновь появилась Она — Майя Плисецкая. Несколько раз покружилась в «Итальянском каприччио» на музыку Чайковского в своем знаменитом карденовском платье со шлейфом. А каждый из солистов «Имперского русского балета» исполнил несколько «па» из предыдущих номеров. Затем — цветы, улыбки и зрители поспешили в гардероб. По дороге обсуждая: что же это был за концерт? Вроде все номера, заявленные в афише исполнены, но почему же остался привкус обмана? В общей сложности Майя Михайловна походила по сцене минут пять, не больше. Понятно, что никто нынче не собирался увидеть ее коронный большой шаг, высокий легкий прыжок, стремительные вращения, которыми она изумляла, танцуя темпераментную Китри («Дон Кихот»), лирическую Аврору («Спящая красавица»), экспрессивную Эгину («Спартак»), независимую Кармен («Кармен-сюита»), ранимую Нину Заречную («Чайка»). Именно Плисецкая несколько десятилетий была не просто ведущей балериной тогдашнего Советского Союза, но и законодательницей моды современной хореографии мира. И поэтому очень жаль, что действительно замечательная танцовщица ныне попросту эксплуатирует свое имя, связав себя с довольно посредственной труппой под помпезной вывеской «Имперский русский балет». Похоже, что Майя Михайловна, поднявшись на Олимп, став императрицей балета, не хочет передавать свой венец наследницам. Но не заметила, как стала не подниматься, а спускаться по лестнице успеха вниз.
На концерт многие зрители пришли с очаровательными малышками — будущими балеринами — только для того, чтобы те смогли дотронуться до великой Майи, когда преподносили ей цветы. Задачу-максимум родители выполнили. Радостнее им стало после этого? Вряд ли! И именно поэтому очень жаль.
Выпуск газеты №:
№54, (2000)Section
Тайм-аут