Пять правил связи с современным
Отечественные и зарубежные эксперты предлагают украинским музеям избавиться от «бород»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110316/446-8-2.jpg)
В Украине существует около пяти тысяч музеев — государственных, частных, ведомственных. Немногие из них сегодня могут похвастаться и хорошей работой, и посещением, и пополнением фондов, и возможностью хранить фонды. Что делать с музеями, как поддержать их и что они могут сами для себя сделать, чтобы не только выжить, но еще и развиваться? Для ответов на эти вопросы впервые на завершившейся вчера Международной конференции «Общественная реформа музейного менеджмента и маркетинга», организованной Международным фондом «Відродження», Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины» и Украинским центром развития музейного дела, собрались работники музеев со всей страны (газета «День», 15 марта 2011 г.).
Основной вызов сегодня, с точки зрения экспертов, заключается в том, что того государственного финансирования, которое было раньше, уже не будет, поэтому в вопросе развития музеев нужно полагаться на свои силы. То есть как-то самостоятельно привлекать посетителей к себе, заинтересовывать их, зарабатывать средства на развитие.
— Сфера музейного дела страдает много лет. Вывод можно сделать такой: нельзя отдавать все государству, нужно, чтобы музейное дело перешло под контроль организованной общественности, которая часто намного более демократична, чем государственные органы. Музейное дело — это наше с вами дело, ведь благодаря его развитию можно построить целостную нацию. И оно важно не только для украинцев, живущих здесь, но и для диаспоры из Израиля, США, Канады, других стран — все эти люди заинтересованы посмотреть на свою историю. Поэтому Фонд «Відродження» хочет посодействовать тому, чтобы общественность брала все в свои руки. Без этого музейное дело не сдвинется с места, — говорит исполнительный директор Международного фонда «Відродження» Евгений Быстрицкий.
То, что делегация от Министерства культуры и туризма ограничилась приветствием участников от министра культуры, наверное, свидетельствует, что музеи действительно давно пора обучить новому менеджменту и маркетингу.
— Хроническое недофинансирование заставляет музеи существовать в парадигме выживания, а не в парадигме развития, — говорит исполнительный директор Фонда «Развитие Украины» Анатолий Заболотный. — Нам нужно провести анализ ситуации и сделать так, чтобы музеи стали познавательными центрами, а знания и все, чем они обладают, приблизить к зрителю. Мы готовы обмениваться опытом, потому что суть наших программ — доступ людей к культурному богатству и поддержка проектов.
При этом зарубежные специалисты подчеркивают: проблемы, с которыми сталкивается музейное дело в Украине (как правило, это недофинансирование), есть во всем мире, в том числе и США. Там тоже ищут пути, как улучшить посещение музеев, как найти средства.
— Когда мы спрашиваем, где будут музеи завтра, то сталкиваемся с вопросом: «А кто является аудиторией музея?». Наши дети живут в системе интернета и не видят ничего вокруг себя. Поэтому музеям нужно научиться конкурировать с этим виртуальным миром способностью дать своим посетителям настоящие чувства. По статистике, в прошлом году в Украине музеи посетило всего 10% молодых людей до 30 лет. Большинство их вообще не посещает, — говорит атташе по вопросам культуры Посольства США Сьюзан Клиари.
Специалист по музейному менеджменту, эксперт музейного дела из США Линла Норис предложила несколько принципов того, как привлечь посетителей в музеи и как передать общественности контроль над музеями. Они отработаны во многих странах мира
На ее взгляд, возможность работать лучше зависит не от размера музея и его местонахождения, а от того, насколько его сотрудники умеют определять потребности потенциальных клиентов и откликаться на них. Линда Норис говорит, что никому не станет давать готовых идей или путей решения проблем, ее цель — дать сотрудникам музеев толчок работать самостоятельно.
— Вопросы, на которые нам всем нужно ответить, следующие. Первый — как найти лучшие и новые возможности деятельности музея; второй — как превратить музеи в центры общественной активности, и третий — как привлекать к работе спонсоров, — говорит Линда Норис.
И снова эксперт приводит пример США, где, по ее словам, большинство музеев — не государственные, а существуют благодаря общественной активности. В США действует 20 тысяч музеев, которые ежегодно посещает 600 миллионов человек. Финансирование поступает из разных источников, государство дает приблизительно 12%. Как отмечает специалист, количество волонтеров там намного больше количества работников музеев. При этом 57% музеев отмечают, что посещение их растет. Ошибаются те, кто думает, что благотворительную помощь музеям оказывают толстосумы и миллиардеры. По словам Линды Норис, большинство меценатов — это люди со средним достатком и даже с достатком ниже среднего.
— Основные правила результативного и правильного менеджмента — это, во-первых, слушать посетителей; во-вторых — быть открытым к посетителям; третье — быть связанным с современной жизнью; четвертое — работать с другими; пятое — думать за рамками ограничений, — говорит эксперт из Нью-Йорка.
Слушать посетителей — это дать им возможность понять, как они вообще связаны с этим миром, с историей. Люди должны сказать, что они хотят увидеть. Линда Норис рассказала, как посоветовала коллегам разместить рекламу на остановках транспорта, где были бы ключевые фразы: «Представляли ли вы себе?» и номер телефона музея или сотрудника.
— Быть открытым к посетителям — это создать такое окружение, которое приносило бы удовольствие человеку: начиная с приветливого охранника, начала зала и заканчивая уборщицей. Люди должны чувствовать себя дома. Например, можно пригласить посетителей для семейного творчества. Задача директоров музеев — креативить, привлекать общественность к работе (например, вести какие-то кружки, читать интересные лекции). Что касается непосредственного участия, то я часто слышу о том, что это не для Украины. Но это не так. Ведь это может быть интересно и для взрослых, и для детей. Представьте: кто-то из посетителей читает, кто-то лепит, кто-то складывает пазлы, где вместе работают, где — поодиночке. Музей — это не школа, куда нужно идти, музей — это место, куда хочется идти, — подчеркивает Линда Норис. — Вашим музеям нужно избавиться от «бород». У вас потенциал — под ногами, вам его нужно подобрать и дать подрастающему поколению. Если этого не сделать, это уйдет навсегда. Правило связи с современным означает, что например, экскурсовод может быть в костюме прошлых веков, можно еще что-то придумать...
Что касается правила работать с другими, то речь идет о сотрудничестве со школами, другими музеями, посетителями, художниками и т.д. Специалисты подчеркивают, что очень хорошо иметь коммуникацию с другими музеями благодаря интернету, а сотрудники музеев должны постоянно учиться. Как поощрять людей посещать музей? Зарубежные эксперты предлагают самим придумать варианты, а сейчас предлагают музейный «паспорт». Это книжечка, в которой человеку, посетившему музей, ставят печать. Собрав определенное количество печатей, он получает приз. Чем не поощрение?
— Все это сделаем мы с вами, потому что Минкульт этого за нас не сделает. При этом отмечу: музей должен работать на обеспечение не коммерческого интереса, а общественного, — говорит Линда Норис.
Наверное, чтобы «переварить» все это и перестроиться, украинские специалисты музейного дела должны несколько изменить свое мышление. Ведь претворять в жизнь эти принципы наши работники музеев еще не совсем готовы. По крайней мере, далеко не все готовы отойти от концептуальности и высокой науки к таким практическим вещам (конечно, не нужно все копировать, но прислушаться стоит — учитывая тенденции с финансированием). Недавно в интервью газете «День» глава Всеукраинской ассоциации музеев и заповедников Сергей Кролевец сказал об основной проблеме, мешающей нашим музеям развиваться, — это вертикаль власти. «Что сверху сказали, то и сделали, никаких инициатив снизу в такой системе быть не может. Именно эта вертикаль не дает потенциалу наших людей раскрыться и толкнуть страну вперед», — убежден Сергей Кролевец. На его взгляд, главное — изменить принцип управления.
Собственно, здесь можно вернуться к тому, с чего начинался этот разговор. Украинские музеи — остаточные среди остаточных, по словам главы Всеукраинской ассоциации музеев и заповедников. И реальность такова: чтобы изменить ситуацию, нужно самому продуцировать инициативы, привлекать к работе интересных людей, общественность — то, чему можно поучиться у иностранных коллег. Стоит прислушаться к советам, что-то взять, что-то отсеять, что-то родить свое, но в любом случае — действовать.
Выпуск газеты №:
№46, (2011)Section
Тайм-аут