«Расстрел» зимы
19 января православный мир отметил Крещение, завершающее вереницу зимних праздников. По преданию, воды всех водоемов в этот день приобретают святость и чудотворные свойства иорданских вод, в которых крестился Божий Сын. В православных соборах и церквях проходит аллегорический ритуал водокрещения, имевший всегда особенное значение для украинцев и являющийся яркой демонстрацией национальной обрядовой культуры. Традиционное праздничное действо в честь Крещения состоялось и на территории Музея народной архитектуры и быта Украины, расположенного близ села Пирогов и более известного в народе как Музей под открытым небом. Сюда в праздничный день приехали не только пироговцы, прихожане церкви Архистратига Михаила, расположенной на территории музея, но также жители столицы и близлежащих поселков. К примеру, Галина Спичка (жительница Зализнычного района Киева) приезжает сюда не только на Крещение, но и на Рождество, Троицу, приводит с собой внуков. Она говорит, что здесь праздники действительно проходят по-особенному, именно так, как они проходили в селе, где прошло ее детство.
Маленькая деревянная церквушка была «набита битком» еще задолго до начала непосредственного освящения воды. И протиснуться туда, чтобы послушать пение хора или поставить свечу, казалось нереальным. Людный двор в нетерпении ожидал начала действа. Обычно ритуал освящения воды происходил здесь на озере, где по традиции накануне праздника изо льда вырезался большой крест, устанавливался и поливался свекольным квасом (за счет этого он становился красноватого цвета), а в образовавшуюся крестообразную полынью священник окунал Распятие, и вода в озере, согласно православным верованиям, становилась целебной, хранящей свои свойства весь год. Но в этом году отсутствие легендарных крещенских морозов не позволило провести обряд на льду, поскольку он был очень тонок. Люди приносили с собой заранее заготовленную воду в банках, бутылках, ведрах, бидонах и даже почему-то в термосах. Помимо этого посреди церковного двора рядом с деревянным крестом стоял огромный жбан с водой, украшенный еловыми ветками и гроздьями калины, — традиционной для Среднего Поднепровья символикой.
Зазвонили колокола — люди стали выходить из церкви. Площадка вокруг креста постепенно заполнялась зрителями и одновременно участниками действа. Помимо прихожан появились всадники на лошадях в костюмах запорожских казаков и женщины в овечьих кожухах и ярких платках, держащие в руках глиняные кувшины, украшенные венками из барвинка и калины, а также троичными свечками, символизирующими триединство Господа. По словам отца Андрея, священника церкви Архистратига Михаила, такой символ не случаен — именно Крещение стало одним из дней, когда Бог открылся людям в своей тройственной сущности: Бог-Сын в человеческом обличие крестился в Иордане, Бог-Отец голосом обратился к людям, называя Иисуса своим возлюбленным сыном, а Святой Дух снизошел на него в виде голубя (отсюда второе название этого праздника — Богоявление). Люди завороженно слушали отрывки из Святого Писания, повествующие о событиях далеких времен (служба проходила на украинском языке) и мысленно переносились из холодного родного села в солнечную Иорданскую долину, густо украшенную в эту пору красными анемонами (отец Андрей некогда сам побывал там). В момент освящения воды — окунания в нее Распятия — в небе над головами людей появился голубь, и раздались громогласные выстрелы из ружей, символизирующие глас Божий. На самом деле такой не совсем характерный для классического христианства обычай, как рассказала впоследствии заместитель директора музея по научной работе Тамара Василенко, существует еще со времен язычества. А с приходом христианства этот обычай, как и многие другие, наполнился иным содержанием. Наши предки — язычники — примерно в это же время завершали празднества в честь бога Коляды и этим обрядом, именуемым «расстрел Коляды», люди прогоняли зиму и призывали далекую еще весну. За это зима, как правило, отплачивала им лютыми февральскими морозами. Сегодня мы называем их крещенскими.
По словам Т. Василенко, народные гуляния, посвященные различным календарным и религиозным праздникам, проходят на территории музея, начиная еще с 1980 года. Помимо этого здесь проходят так называемые праздники народного творчества — своеобразная форма возрождения традиций украинского народа. Правда, раньше музей имел возможность приглашать на такие праздники различные фольклорные коллективы из многих регионов страны (были деньги, чтобы оплатить артистам командировочные). Сейчас же таких средств нет: государство очень редко субсидирует лишь реставрацию музейных строений и закупку новых экспонатов. А народ, как известно, требует зрелищ. Как сказала заместитель директора, музей представляет собой миниатюрную (относительно реальных размеров) модель Украины прошедших веков, люди приходят сюда, чтобы приобщиться к культурным традициям родного народа. Но когда вместо артистов они видят переодетых и, надо заметить, бездарных «добровольцев», у них надолго пропадает желание поддерживать и развивать эти традиции.
Выпуск газеты №:
№12, (2002)Section
Тайм-аут