Перейти к основному содержанию

«Репортеры» веры принимают вызовы рынка

11 июля, 00:00
Недавно в Ватикане, согласно плану юбилейных мероприятий к 2000-летию Рождества Христова, прошли Дни журналистов, на которые съехалось более 2000 работников СМИ из 40 стран мира. Перед ними выступал папа Иоан Павел II, высокие церковно-государственные чины Ватикана и известные деятели мировой католической журналистики. К этому празднику была опубликована недавно разработанная «Этика коммуникаций» — общие принципиальные положения, которыми должны руководствоваться в своей работе современные католические журналисты. Многое из написанного и сказанного в те дни в Ватикане может, с нашей точки зрения, вызывать интерес не только журналистов-католиков и не только журналистов. Ибо речь шла о тех проблемах и обязанностях, которые встают перед каждым работником СМИ в новую эпоху — эпоху полной глобализации информационных систем и их глубокого проникновения в жизнь каждого человека. Ниже представлена подборка мыслей, положений и «догматов», услышанных и прочитанных корреспондентом «Дня» в аудиензале им. папы Павла VI, в Базилике Св. Павла «За крепостными стенами», где проходили встречи с журналистами, а также в электронной библиотеке Украинского радио Ватикана.

Иоан Павел II (выдержки из выступлений Римского папы перед журналистами).

«Я приветствую всех журналистов мира, которые посвятили себя справедливости, свободе, миру и часто приносят на этом пути личные жертвы. Журналистика — это призвание, которое Церковь и общество высоко ценят.

Сегодня, накануне III тысячелетия, человечество сделало исполинский шаг в направлении создания глобальных информационных сетей, способных мгновенно передавать информацию, идеи, важные научные, коммерческие, образовательные, политические сообщения. Эта система уже сегодня доступна многим людям в их домах, в школах, на работе; везде, где каждый из нас может находиться. Сидя перед экраном и нажимая на клавиши, человек может подняться к высотам человеческого гения, который находится где-то на другом конце земного шара, или опуститься на низшие ступени деградации духа.

Св. Павел и св. Петр были великими «репортерами» веры на заре христианства. Пусть их пример постоянно напоминает вам главный долг журналиста — своей работой вы должны служить моральному и духовному добру как человека, так и общества.

Влияние медиа на современный мир невозможно переоценить — оно огромно. Приход «общества информации» является действительной культурной революцией, которая сделала СМИ первым ареопагом (древнегреческий форум) современного мира, где постоянно и динамично меняются факты, идеи, ценности. Через СМИ люди вступают в контакты с другими людьми и событиями, формируют свои мысли о мире, в котором живут, формируют, собственно, свое понимание смысла жизни. Для многих современных людей опыт жизни стал в значительной степени опытом медиа.

Большое благо и большое зло связано с использованием медиа. Хотя мы часто говорим «медиа делают это или это», они не являются какой-то слепой силой, которая находится за пределами человеческого контроля. Даже тогда, когда коммуникационные процессы приводят к непредвиденным последствиям. Несмотря на почти неограниченные возможности современных СМИ, они есть и всегда останутся только инструментом, который можно использовать как для добра, так и для зла. Выбор между первым и вторым остается за нами.

Сегодня общество очень нуждается в научных исследованиях, которые изучали бы влияние новых и будущих средств коммуникации на человека, особенно в том, что касается этики. Новые медиа не требуют создания новой этики — речь идет только о том, чтобы ввести давно определенные этические принципы и нормы в новые коммуникационные обстоятельства. И здесь каждый человек может и должен внести свой вклад. В частности, журналисты-христиане обязаны следовать библейским пророкам и изобличать фальшивых богов и идолов сегодняшнего дня, таких, как материализм, гедонизм, потребительские инстинкты, узкий национализм.

Журналистика, с ее сильным и прямым влиянием на мнение общества, не может быть управляема только экономическими факторами, выгодой и чьими-то частными интересами. Труд журналиста можно в определенном смысле толковать как «священный» долг, который нужно выполнять с осторожностью, осознавая, что у вас в руках находится могущественное средство общения, доверенное вам ради общего добра. В частности, ради добра наиболее уязвимых общественных групп — детей, бедных, больных, тех, кто находится на обочине общества, кто является жертвой дискриминации.

Журналисты должны всегда помнить, что никакая свобода, включая свободу слова, не является абсолютной — она ограничена долгом уважать достоинство и свободу других людей. Никакая информация, какой бы она не была захватывающей, не может быть написана, показана или транслируема, если она несет в себе ущемление правды. Имею в виду не только правдивость фактов и репортажей, но также «правду о человеке», достоинство личности во всех ее измерениях.

Хотел бы также выразить личную благодарность многим профессиональным журналистам, которые сделали все, что могли, ради того, чтобы донести миру слова и события моего понтификата.

«Этика коммуникаций» была разработана Папским советом по вопросам общественных коммуникаций к Дням журналистов. Основные положения «Этики» изложил президент Совета архиепископ Джон П. Фаулай.

«Я убежден в том, что сущность Церкви — это коммуникации. Христос приказал нам «учить все народы», и именно это мы делаем, когда общаемся.

Быстрый технический прогресс делает СМИ все более всеохватывающими и могущественными. Даже те, кто старается не использовать медиа, не могут исключить контакты с людьми, на которых СМИ оказывают сильное влияние. Современные СМИ призваны служить человеческому достоинству, помогать людям жить хорошо и быть достойными членами общества, сочувствовать инакомыслящим, понимать мысли и убеждения других людей, формировать чувство взаимной ответственности и уважения к свободе других. Они сближают людей ради того, чтобы действовать вместе, участвовать в политических процессах, процессах выбора.

С другой стороны, СМИ могут разъединять людей, затягивать их в опасные организации; пестовать враждебность, формировать менталитет — «мы против них»; изображать низкое и злое в светлом ореоле, а хорошее, благородное унижать и высмеивать; распространять дезинформацию; поддерживать банальное и вульгарное. Вместо того, чтобы разъяснять сложные проблемы, журналисты усвоили привычку избегать проблем или упрощать их. СМИ иногда формируют стереотипы, которые базируются на определенных особенностях людей, таких, как возраст, национальность, верования, партийность. Это опасно. Очень часто СМИ не замечают нового и важного, которое появляется в мире, концентрируя свое внимание на модном или популярном. СМИ не имеют права ссылаться на общепринятые стандарты общества. Ибо они, медиа, имеют огромное влияние на эти стандарты, формируют их, и потому обязаны поднимать их, а не снижать.

В открытых обществах с рыночными экономиками особенно сложной является этическая проблема — как сбалансировать в СМИ прибыль и служение общим интересам, общему добру? Те решения, которые касаются содержания передач, текстов или общей политики СМИ не могут базироваться только на законах рынка. На эти законы недопустимо полагаться, когда речь идет об общем добре. Нельзя руководствоваться также рыночным принципом «ниш». Системы общественных коммуникаций должны всегда и везде оставаться «ареопагом» — форумом для обмена идеями, информацией, сближать людей и отдельные группы, лелеять солидарность.

Беспринципные политики повсюду используют СМИ как инструмент демагогии. И поэтому мы все очень обеспокоены постоянным ростом экономического, идеологического, политического давления, направленного на снижение этических стандартов в СМИ во всем мире.

Часто получается так, что коммуникационные структуры и политика, а также технические средства, дают возможность делать одних людей «информационно богатыми», а других — бедными. И это во времена, когда процветание, а часто и выживание, зависят от владения информацией. Тем самым СМИ вносят свой «вклад» в общественную несправедливость, увеличивают ее размеры.

У аудитории СМИ также есть свои обязанности. Первый долг «потребителя» информации состоит в том, чтобы быть селективным, иными словами — быть информированным в отношении качества и особенностей СМИ. И только тогда делать сознательный выбор, который отвечал бы этическим критериям человека, решать, что читать, слушать, смотреть. Сегодня каждый человек должен постоянно учиться коммуникациям, познавать эту сферу общественной жизни. Учиться самостоятельно или по специальным программам. Медиа- образование должно помогать людям формировать хороший вкус, моральные критерии, собственные стандарты и требования к СМИ, а значит — влиять на качество СМИ.

В Святом Письме сказано: «... Неправду отбросив, говорите каждый правду своему ближнему, ибо все вы — друг для друга... Пусть ни одно слово гнилое не выходит из уст ваших, но только такое, которое просвещает, дает благодать тем, кто его слышит».

Из выступления кардинала Эдварда И. Кассиди, президента Папского совета по поддержке единства церквей.

«Журналист должен служить своему обществу, а также миру при помощи того ресурса, который всегда в его руках, — информации. Люди ждут от СМИ сообщений о том, чего они не могут наблюдать непосредственно. Именно это делает журналистов могущественным инструментом, который может создавать как добро, так и зло. Они могут нести правду или ложь и тем самым вносить замешательство и распространять ошибочные взгляды, поддерживать расколы в обществе.

Всегда ли журналисты — послы примирения? Пытаются ли они, работая в СМИ, строить мосты через те опасные расколы, о которых дают информацию? Создается впечатление, что некоторые деятели СМИ более склонны к разрушению мостов, чем к их наведению.

Журналист должен иметь право и свободу давать правдивые точные сообщения даже тогда, когда новости плохие. Но при всех обстоятельствах целью журналиста должно быть рассеивание невежества, которое, несмотря на все достижения медиа, еще широко распространено в мире. Невежество, которое не только тормозит личностное развитие человека, но почти всегда является причиной напряженности и насилия в отношениях между людьми, группами, нациями. Невежество и фанатизм часто идут вместе, ибо фанатизм чаще всего возникает на основе неосведомленности. Точные сбалансированные репортажи могут превратить это невежество в знание.

Пусть журналисты всегда будут послами примирения, правды, пусть всегда строят мосты там, где они больше всего нужны. Убеждайте тех, кто вас слушает или читает, уважать друг друга, беспокоиться за других, любить людей.

Церковь высоко ценит тот интерес, который СМИ сегодня проявляют к религиозной жизни, к освещению церковных событий. Но они должны быть готовы к выполнению этого деликатного и важного дела. Ни один серьезный редактор не пошлет репортера писать о политике или спорте, не будучи уверенным, что тот является достаточно подготовленным для задания. Но как часто мы встречаем журналистов, совсем не готовых освещать и анализировать религиозные проблемы, грамотно подать ход тех или других церковных событий.

В ветхозаветные времена Юбилейный год был временем социальной справедливости и примирения. Вы, журналисты, можете сделать юбилейный 2000-год именно таким, став орудием примирения везде, где находитесь — на работе, дома.

Тереза Иэ Чоуоу, президент Международного католического союза прессы.

«Настоящий журналист подает факты как можно полнее, без приукрашиваний, не навязывая своей точки зрения, своих пристрастий. К сожалению, сегодня становится все больше того, что называется «развлекательной журналистикой», которая дает людям факты таким образом, чтобы возбудить любопытство, сформировать у потребителя их продукции вкус к скандалам. Свобода прессы не означает, что можно печатать все, что угодно. Она не санкционирует анархию.

Хотя нашим долгом является «давать правду, одну только правду и только правду», бывают случаи, когда подача всей правды может принести больше вреда, чем добра. Поэтому мы обязаны делать определенные ограничения при подаче фактов. Более того — уважение к правде, неприкосновенность личной жизни человека, а также защита дискриминированных групп, иногда даже требуют молчания. Публика не имеет ни права, ни тем более необходимости, знать все о всех. Есть большая разница между правом знать и, с другой стороны, заинтересованностью «пикантными» подробностями. И когда твердят о «публичном интересе», часто заботятся только о собственном, в частности, об увеличении продажи газеты. В любом случае недопустимо сознательно «скандализировать», «сенсациолизировать» факты.

Четырех евангелистов вместе со Св. Павлом в определенном смысле можно считать первыми христианскими журналистами. Их целью было не написание биографии, но передача людям смысла жизни, страдания и смерти Иисуса. Они создали картину Бога, который ходил среди людей, и показали, что это такое — быть действительно человечным человеком. Это и теперь очень необходимо людям».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать