Рейтинг против гендера
Насилие — слишком крутое слово. И все же как-то надо обозначить появление на украинских экранах двусмысленной рекламы (например, водочной «Візьми мене»), не говоря уже о чемпионате Украины по стриптизу и некорректных ток-шоу. Первую премию на конкурсе «Телетриумф-2002» получила юмористическая программа «Гусаков» (ТК «Интер»), чьи репризы по поводу женщин не назовешь джентльменскими. В этой сфере хватает контролирующих комиссий, да и ВР озаботилась моральным состоянием общества, а пошлые шуточки по-прежнему в ежедневном меню украинского ТВ.
НАСКОЛЬКО «ЗАПУЩЕНО» УКРАИНСКОЕ ТВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА?
Илья НОЯБРЕВ, продюсер студии шоу-программ, ведущий программ «Я все про вас знаю», «Клуб «Золотой гусь» телеканала «Интер»:
— К сожалению, действительно «такое» на телевидении существует. Не хотелось бы думать, что это сделано умышленно. Телевидение сейчас переполнено некими провокационными проявлениями, особенно в ток-шоу. Как мне кажется, особой трагедии нет, потому что это веяние моды, рынок. Вспоминая начало 90 х,констатируешь: телевидение, может быть, в меньшей мере, но как и театр, кино, грешило чернухой. И формально потребитель этого требовал: рейтинги показывали, что такой продукт пользовался успехом. Сейчас народ уже подустал от грязи, сквернословия, двусмысленности, пошлости и т. д. Считаю, что мы — на пути к некоему моральному выздоровлению, и телевидение в том числе, что уже заметно по появлению неплохих фильмов — мелодрам, скажем, исторических лент. Но пока еще существует бульварный жанр — и от него никуда не денешься. По-моему, это все же временное явление, так что я бы не бил тревогу. Хотя опасения активистов признаю и разделяю.
Олег БУРЕНИН, ведущий программы «Зона ночи» Нового канала:
— Говорить о «запущенности» украинского ТВ с точки зрения гендерного равенства совершенно не ко времени. Потому что ТВ не более чем предложение, порожденное спросом. Если «джентльменство», а тем более «гендерное равенство» (о котором, подозреваю, имеет представление лишь сплоченный отряд интеллектуалов-джентльменов, страшно далеких от народа), не имеет спроса, оставьте их в отделе масс-медийных деликатесов: насильно черной икрой не накормишь. А телерейтинги — вещь объективная, отражающая соотношение спроса и предложения.
Скорее, надо говорить об отсутствии вкуса у некоторых программ. Это несколько иной вопрос и это, похоже, не очень устроит гендерных активистов. И вот почему: о вкусах спорят, если они есть. Если нет, спорить не о чем. Здесь вот какая история: тот же чемпионат Украины по стриптизу самой атмосферой напоминал патронат комсомола над дискотеками двадцатилетней давности. А вот девушки были красивые (отстаиваю право на собственный хороший вкус в этом вопросе). Проще говоря: до признания в том, что секс у нас есть, мы созрели, а вот до осознания гендера — нет.
Наличие передового отряда активистов еще ничего не доказывает, и созревание — вещь такая же объективная, как и телерейтинги. Мы не могли «запустить» то, до чего не дозрели.
Юлия ЛИТВИНЕНКО, ведущая программы «Факты», ICTV:
— В этой связи так и хочется вспомнить «секрет» рекламистов: когда у тебя ничего не получается — можно смело использовать образы женщин, животных и детей. Так что этот прием довольно старый. Не надо также забывать, что сегодня и телевидение, и рекламный рынок развиваются. И я бы не стала так уж огульно критиковать эти очевидные тенденции, какими бы малоприятными они ни были.
Что касается сальных шуточек в адрес женщин в какой-то отдельной программе — это же не обязательная программа, всегда можно переключиться на другой канал. Если такие программы существуют — то они тоже кому-то нужны, это дело вкуса. Я не считаю, что нам что-то насаждают, другое дело — нет альтернативы…
Что касается рекламной продукции, то мне кажется, что акция «Ночь пожирателей рекламы», которая вот уже который раз проводилась в Киеве, — замечательный повод научиться и увидеть, как нужно делать рекламу. Я искренне желаю всем нашим рекламистам создать что-нибудь действительно интересное и не эксплуатировать излишне стиль «Возьми меня»…
Лариса КОБЕЛЯНСКАЯ, руководитель проекта равных возможностей Программы развития ООН в Украине:
— Можно говорить о гендерной сбалансированности с точки зрения количества женщин и мужчин, продюсеров женщин и мужчин. Или, например, содержания программ. Наше телевидение, безусловно находится в плену этих стереотипов.
Первая реакция зрителя — что прежде всего дискриминированы права женщин. Но точно так же ущемлены права мужчин. Культурного человека, независимо от пола, будет оскорблять бескультурье, порнография, цинизм. И я уверена, что не только женщинам не нравится реклама водки «Чистой — голой правды». Точно так же многих мужчин и женщин оскорбляет, что кодекс чести настоящего мужчины — это рождение у него только сыновей (как утверждает реклама мужской косметики).
Телевидение навязывает стандарт, соответствовать которому могут 1-2, максимум 3% зрителей. От этой рекламы страдают мужчины прежде всего. Женщина всегда может спрятаться в семейную нишу. Но если «я — мама» звучит гордо, то вряд ли «я — папа» будет звучать так же гордо. Мужчины более уязвимы к вопросам, касающимся их статуса, и это тоже гендерный дискомфорт.
Выпуск газеты №:
№223, (2003)Section
Тайм-аут