Ритуальные танцы
В луцкой «Галерее искусств» Кость Борисюк представил феерию живописи
От шута до короля, мужчины наги перед красотой и неповторимой пластикой женщины. Природные инстинкты заставляют мужчин впадать в трансовые ритуальные танцы, и в отличие от зверей, рыб, птиц и пресмыкающихся, мужчины показывают свои искусственно созданные разноцветные украшения, копируя кого-нибудь из братьев наших меньших, чтобы произвести впечатление на женщину, чтобы она увидела единственного и неповторимого. И это присуще человеческой цивилизации в течение всего ее существования. Актуально ли еще это действо, ритуальные танцы?
Вот такую тему взял за основу волынский художник Кость Борисюк для своей персональной выставки, которая открылась в «Галерее искусств» города Луцка. Я имел честь быть приглашенным на эту феерию живописи. С первого взгляда погрузился в пастельный теплый цвет полотен, словно от мерцания множества ярких украшений ритуальных танцоров. Игриво ласкали коты женский стан, лисы хитро поглядывали по сторонам, уже знакомый неугомонный персонаж плодовитости — кролик как будто выпрыгивал из пространства картины в залы галереи.
По словам художника, свой проект «Ритуальные танцы», он создавал на протяжении пяти лет. И так увлекся этим трудом, что невольно сам присоединился к этому действу. Разумеется, и он на картинах искренне пресмыкается перед своей королевой. Вернее выплясывает петухом до утверждения акта любви, а уже потом становится верным в паре голубем.
Компоновка на полотне не повторяется, каждой картине предоставлена особая миссия в действе. Женские фигуры имеют преимущество — они доминируют в вертикалях, горизонталях и диагоналях. Особенно привлекает композиция, где женщины расположены в виде чаши, заполненной ярко оранжевым цветом.
В отдельных картинах, как и в быту, женщины остаются один на один в круговороте жизни, эти картины вызывают очень щемящее чувство. В некоторой степени живописные композиции с активным мужским движением и цветом нарушают общее целомудрие женского естества, тогда уместно завязать женщине глаза, что мастер и делает очень деликатно. Мистерия ритуальных танцев очень активна и непредсказуема, и поэтому общепринятый формат картины во многих случаях не позволял художнику развернуть действие. Так появляется диптих, триптих и дальше без ограничений, но все органично собрано в законах композиции, и действие танца получает свое завершение. Картины двигаются в глубину зала.
На некоторых полотнах в сюжетах разворачивается магия календарно-обрядовых танцев, и в то же время ты видишь женщину, которая отдается чувствам прекрасных шопеновских вальсов. Такое переплетение во времени полностью оправдывает замысел художника, ведь движение, которое породило танцы, утверждает и продолжает жизнь. Благородно воспетая любовь в живописи художника Костя Борисюка придает этой выставке чрезвычайную чувственность восприятия. Экспозиция выставки организована на удивление профессионально. Художник, цветом и компоновкой полотен, то увлекает вас в вибрации живописи, то ослабляет «хватку», для более активного восприятия произведений. В начале — женщина в естественной среде, переданной палитрой изумрудных оттенков, словно цветок на лугу. В конце экспозиции поле уже распахано, с гаммой тональных цветов, — пробуждение земли весной.
Итак, дилемма решена: ритуал в танце — это органическая прелюдия будущего продолжения жизни.
Директор Художественного музея Луцка Зоя Навроцкая призналась, что сделала бы отдельный музей, посвященный этой выставке, чтобы оставить экспозицию целостной. Хорошая идея, поскольку такая выставка — это этап высоко эстетической и духовной зрелости мастера, который должен быть достойно оценен государством.
Фотоиллюстрации из архива Костя Борисюка
Выпуск газеты №:
№177, (2013)Section
Тайм-аут