Перейти к основному содержанию

«Ромео и Джульетта» — новое прочтение вечного сюжета

18 апреля, 00:00

Завершился IV Международный фестиваль балета «Серж Лифарь де ля данс», подаривший любителям хореографии два чудесных вечера праздника танца.

Парадная мишура, связанная с протокольными мероприятиями — приездом вдовы Лифаря госпожи Лиллан Аллефельд, посещением музеев и концертов нашими сановными особами в рамках этой акции, уже прошла, а на память о преемственности поколений в репертуаре Национальной оперы Украины останется одноактный балет П. Чайковского «Ромео и Джульетта» в оригинальной постановке Сергея Михайловича, ставший первой «ласточкой» возвращения его хореографии на родину.

С. Лифарь добился всемирной славы как танцор и балетмейстер. Более трех десятилетий возглавлял труппу балета «Гранд-опера». Он не принял гражданство Франции, предложенное ему президентом Шарлем де Голлем, гордо произнося в ответ: «Я — украинец!» и до самой смерти (1986 г.) официально оставался человеком без гражданства. По словам его жены, госпожи Лиллан, он всю жизнь тосковал по Киеву. Оставил после себя огромное творческое наследие — более 200 балетов. Теперь мы можем познакомиться с его постановками. Графиня Аллефельд, очарованная теплым приемом и неподдельным интересом к работам своего супруга, отправляясь домой в Лозанну (Швейцария), на встрече с Президентом Украины Л. Кучмой пообещала, что все вещи С. Лифаря она передаст в наследство на его родину — в Киев.

У рядового зрителя «Ромео и Джульетта» вызывает двоякие чувства. С позиций нынешнего дня несколько архаично выглядит хореография. Похоже наш земляк был среди первопроходцев рождения антреприз. Шекспировский гимн влюбленным, положенный на музыкальную основу Петра Чайковского, решается в хрестоматийном контексте. В 20 минут спрессовываются основные перипетии сюжета: встреча, объяснение в любви, дуэль, смерть. Минимализм во всем: два исполнителя Ромео (Евгений Колесник, а во второй день эту роль танцевал Сергей Егоров) и Джульетта (Наталья Калиниченко, второй состав — Надежда Гончар), декорациями служит черный задник сцены. На несколько мгновений кулисы открываются и появляется балкон, затем часть склепа с гробом. Необычно решен поединок, когда вместо забияки Тибальта Ромео сражается с тенью, а в финале черноту сменяет голубое небо. Звучит барабанная дробь, вдруг наступает пронзительная тишина. Секунды кажутся вечностью. И влюбленные воскресают... словно слепые они ищут свою дорогу. Серж Лифарь изменил шекспировскую концовку и после этого знаменитые строки: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» не вызывают грусти, а сулят надежду. Ведь настоящая любовь — вечна!

Посмотрев премьеру «Ромео и Джульетта», госпожа Лиллан в целом высоко оценила спектакль, поддержала первых исполнителей балета Наталью Калиниченко и Евгения Колесника, но высказала ряд замечаний, что свет, звук, т. е. техническое оснащение спектакля не отвечает современному уровню и надо обязательно быстрее решать эти вопросы. Через наш балет она хочет популяризовать творчество своего звездного супруга. Следующей постановкой должен стать его знаменитый спектакль «Икар». Это позволит нашей Национальной опере проводить вечера лифаревской хореографии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать