Сантименты и документы
В Киеве прошла ретроспектива нового немецкого кинематографаПрограмма «Новые немецкие фильмы», прошедшая в рамках Дней немецкой культуры в Украине, стала, несомненно, настоящим подарком для нашей киноаудитории. Немцы действительно подобрали все лучшее, что появилось в их кино за последние три года. Здесь и документальные фильмы, и мелодрамы, и детское кино. Основное событие — конечно, премьера оскароносного «Нигде в Африке» (режиссер Каролине Линк), исторической драмы о мытарствах еврейско-немецкой семьи в Африке во времена Холокоста. Фильм Линк — типичный образчик «большого стиля» с эпическими съемками, далекой экзотикой, социально-политическим конфликтом, и своя публика у него, конечно, есть. Как есть свой зритель и у документальных работ «Динамо Киев — легенда футбольной команды» (2000 г., режиссеры Александра Грамматке, Барбара Метцлафф) и «Черный ящик» ФРГ (2001 г., режиссер и сценарист Андрес Фаель). Последняя картина — тоже о своего рода легенде, вернее, о легендарной террористической группе РАФ, без преувеличения, приковавшей своими акциями внимание всего мира.
Однако наиболее эффектное сочетание зрительского успеха с качеством самого фильма, как представляется, было достигнуто в «Гуд бай, Ленин!» (2002 г., режиссер Вольфганг Беккер).
Наша, постсоветская реальность — по своим страхам и объектам неприятия — ни в чем, кажется, не отличается от остального мира. Мы недолюбливаем наших правителей, не доверяем богатым, ненавидим и боимся исламистов, террористов, американцев. Ряд можно продолжить. Однако есть одна вещь, в отношении к которой мы глубоко оригинальны и не знаем меры — наше, уже без всяких приставок, советское прошлое.
Здесь — или лютое отторжение, или восторженная ретроградная амнезия. Расстаться смеясь — не хватает чувства юмора. Казнить — недостает решимости. Тем более востребованным представляется опыт тех, кто пережил историческую драму, весьма сходную с нашей.
«Гуд бай, Ленин!» — сентиментальное путешествие в социалистическое прошлое Восточной Германии, смешное, чуть ностальгическое прощание с навсегда ушедшей ГДР, страной пионеров, продуктовых наборов и героя-космонавта Зигмунда Йена. У матери главного героя «Ленина» — больное сердце. После длительного пребывания в коме она не знает, что той страны, в которой она жила и идеалам которой была предана, уже нет. Однако любое волнение ей противопоказано. И вот Алекс (Дэниэл Брюл) устраивает многодневный перформенс, воссоздает вокруг матери (Катрин Саб) реальность ГДР. Перекладывает в старые упаковки западногерманские продукты. Сначала монтирует, а потом и снимает целые телепрограммы социалистического ТВ. Врет вдохновенно, изобретательно, напропалую, втягивая в спасительную игру всех окружающих. А когда приходит срок, режиссирует изумительную телепрограмму, согласно которой Эрик Хоннекер передал власть в стране Зигмунду Йену, а тот открыл границы, и Германия стала единой посредством присоединения Западной части к Восточной — не наоборот! Смешных ситуаций и комических нелепостей — море. Равно как и грусти — тихой, щемящей. Мать Алекса умирает в день окончательного воссоединения, под гром салютов. Умирает вместе с той страной, которую Алекс всегда ассоциировал со своей матерью.
«Гуд бай, Ленин!» шедевром не назовешь. Все выигрыши этого фильма — в остроумно продуманном, добротно воплощенном сюжете. Никаких визуальных изысков, сложных метафор. Семейное кино.
Удивительно другое. Беккер, выросший в Западной Германии, сумел понять людей по ту сторону Стены. Сумел — хотя бы в своей картине — примирить их с прошлым, из которого их, бесповоротно и довольно жестоко, выбросили. Возможно, это и есть истинная политкорректность.
Конечно, даже из такой — разнообразной, но все-таки не слишком широкой программы — глобальных выводов не сделаешь. Наверняка в Германии есть и своя дикая неукрощенная «поросль» молодых режиссеров, любопытные арт-хаусные эксперименты. Главные же качества немецкого мейнстрима очевидны: сдержанность стиля, внимание к малому, интимному пространству человеческой жизни, фактическая точность, хорошая актерская школа.
Интересно, а каковы все-таки тамошние бунтари?
Выпуск газеты №:
№185, (2003)Section
Тайм-аут