Сцилла и Харибда театрального образования

Выдающиеся мастера театральной педагогики, они же известные артисты, режиссеры, театроведы, менеджеры, делились своим видением моделей театрального образования, методиками, проблемами, болью и тревогами. Кандидат искусствоведения Наталья Ермакова, доцент Киевского государственного университета театра, кино и телевидение им. И. Карпенка- Карого (далее КГУТКТ) своевременно напомнила присутствующим о педагогической деятельности реформатора украинского театра Леся Курбаса. Свои модели образования обрисовали член-корреспондент АИУ, профессор, заслуженный деятель искусств Ростислав Коломиец (свою театральную мастерскую он реализовал в Йоханнесбурге, ПАР), режиссер Валерий Пацунов, профессор Национального университета культуры и искусств, народный артист Вячеслав Химьяк, художественный руководитель актерского курса Тернопольского музыкального училища им. С. Крушельницкой. Народный артист Валерий Музыка, преподаватель актерского мастерства Луганского государственного института культуры и искусств говорил об организованной им театральной школе-студии. Профессор, кандидат искусствоведения Валентина Заболотная осветила уникальную методику раннего формирования артистизма у юных (6-9 лет) студентов театрального факультета КГАИ. Было очень интересно, что не только в Киеве или Харькове, а по всей Украине существует сегодня много театральных школ, мастерских, студий, училищ, где актерской профессии учат по различным методикам, но по единому принципу славянского актерского типа. А это значит, что воспитывается художник чувственный, эмоциональный, пластичный, внутренне подвижный, способный прожить в своем воображении психологическую жизнь персонажа и воспроизвести образ, пропустив его через собственное сердце и нервы.
Театроведы концентрируют мировоззрение театра. Они являются его аналитиками, пропагандистами, историками, исследователями, теоретиками, осмысливателями. Для зрителей они — поводыри по стране Сцены. Для театра они зеркало, они держат планку творческих требований и эстетических критериев. О серьезных проблемах этой профессии в новых социокультурных условиях и развитых масс-медиа говорили заведующий литературной частью Национального театра русской драмы им. Леси Украинки, заслуженный деятель искусств Борис Курицын и доценты КГУТКТ Валерий Фиалко и Анна Липковская.
Декан театрального факультета КГУТКТ, профессор, заслуженный деятель искусств Юрий Высоцкий затронул вопрос о кризисном состоянии режиссуры в украинских театрах и профессиональной подготовке по этой специальности. Он также обратил внимание на необходимость предоставления методической помощи прекрасным артистам, недавно ставших театральными педагогами во многочисленных учебных заведениях, взявшихся за подготовку будущих актеров. Артист и педагог — это разные профессии и имеют свои профессиональные секреты, приемы, наработки, методики. Ими нужно делиться и методически обогащать друг друга.
Общих проблем у театральных педагогов оказалось немало. Как оказалось, больше всего страдает театральное образование от двойного подчинения — Министерству образования и Министерству культуры и искусств. Последнее просто проигнорировало сам факт конференции, в которой участвовал цвет национальной театральной педагогики, что было расценено присутствующими как государственная пощечина всей отрасли. О некомпетентности бюрократов от искусства можно рассказывать анекдоты и легенды. Так же, как и о скифских «каменных бабах» Министерства образования, стригущих под одну гребенку и творческие вузы, где профессиональная подготовка ведется на индивидуальном уровне и многими педагогами лелеются единичные таланты, которых не может быть много, и вузы массовые, технические.
Прошла тревожная информация о том, что уже готово постановление Кабмина о подчинении образования всех форм и отраслей одному Министерству — образования. Для вузов искусств это будет гарантия деградации и профессиональной смерти, считают участники конференции. Потому что уже сейчас Минобразования обязывает вузы увеличить количество учебных часов на предметы госстандарта (среди которых много таких, с которыми практически не сталкивается художник в своей профессиональной деятельности), одновременно уменьшая количество учебных часов в неделю. Разница получается существенная. Резоны Минобразования «благородные»: облегчить студентам жизнь, отдав освободившиеся часы на самостоятельную работу, чтение книг, чертежи проектов и посещения культурных учреждений (ха!). Но в творческих вузах профессиональные дисциплины по большей части имеют тренажный характер, научиться танцу или вокалу самостоятельно невозможно, не говоря уже о репетиционном процессе актерского мастерства. Сокращение этих часов (а больше сокращать нечего) и приведет к снижению качества профессиональной подготовки художника. Да и наши школьники не научены школой учиться. Учиться нужно уметь. Тогда кое-что из теоретических дисциплин, и в основном не из специального, а именно из госстандарта, частично (где есть учебники) можно овладеть самостоятельно.
Но вторая огромная проблема театрального образования — уровень подготовки современного абитуриента, выпущенного средней школой. Он «знает», что Днепр впадает в Азийское море и не знает, кто написал Робинзона Крузо. Он не умеет петь, потому что уже давно народ перестал петь в трезвом состоянии. Он слушает только хард-рок и поэтому у него нет собственного слуха. Он не умеет танцевать и красиво ходить, потому что только дергается на дискотеках. Он больной сколиозом, близорук, аллергик и другими болезнями цивилизации. Он не может связать несколько слов, потому что не научен мыслить и общается только возгласами. Ненормативная лексика для него норма, а «раскрепощенность» поведения выходит за всякие рамки, мешает адекватно ориентироваться в ситуации. То есть часто творческие вузы имеют дело со шлаком системы среднего образования, на которую в первую очередь и было бы направлено острие педагогической реформы в государстве. Начиная с обучения учителей, из системы педагогических вузов.
Между этими Сциллой и Харибдой театрального образования мелочью казались другие ее проблемы. Примитивная и нищенская материальная база, зарплата 47 гривен в месяц народному артисту, практику театра, посвятившему себя не только сцене, но и передающему свой опыт молодежи. Невозможность поездок в другие города и государства — себя показать, на других посмотреть — чтобы понять постоянно меняющийся контекст искусства. Отсутствие творческой информации о мировом театре и собственной специальной профессиональной прессы. Дефицит профессиональных педагогов и психологической службы в области творчества. Коммерциализация профессионального образования в чрезмерных масштабах, потому что талант за деньги не купишь, а усилия педагогов тратятся напрасно.
Многоуважаемые участники конференции были единодушны в том, что восстановление разворованной и развитие поруганной попрошайничеством Украины нужно начинать не с экономики, а с медицины, образования и искусства. Тогда здоровые культурные люди эффективно и целесообразно построят себе Государство, достойное своего Народа.
Выпуск газеты №:
№208, (2003)Section
Тайм-аут