Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сцилла и Харибда театрального образования

18 ноября, 00:00
Все во взрослой жизни начинается с образования. Свои проблемы есть и у самого образования — общего, а также профессионального, в частности театрального. О них и говорилось этими днями на научной конференции, организованной Академией искусств Украины. Конференция была украшена показом творческих работ молодых художников — спектаклями «Татуйована троянда» Т. Вильямса (Киевский театр им. Леси Украинки), «Волки и…» по А. Островскому (Киевский ТЮЗ на Липках), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (Тернопольский театр им. Т. Шевченко) и мастер-классом актерского творчества юных студентов факультета театрального искусства Высшего творческого колледжа Киевской детской Академии искусств.

Выдающиеся мастера театральной педагогики, они же известные артисты, режиссеры, театроведы, менеджеры, делились своим видением моделей театрального образования, методиками, проблемами, болью и тревогами. Кандидат искусствоведения Наталья Ермакова, доцент Киевского государственного университета театра, кино и телевидение им. И. Карпенка- Карого (далее КГУТКТ) своевременно напомнила присутствующим о педагогической деятельности реформатора украинского театра Леся Курбаса. Свои модели образования обрисовали член-корреспондент АИУ, профессор, заслуженный деятель искусств Ростислав Коломиец (свою театральную мастерскую он реализовал в Йоханнесбурге, ПАР), режиссер Валерий Пацунов, профессор Национального университета культуры и искусств, народный артист Вячеслав Химьяк, художественный руководитель актерского курса Тернопольского музыкального училища им. С. Крушельницкой. Народный артист Валерий Музыка, преподаватель актерского мастерства Луганского государственного института культуры и искусств говорил об организованной им театральной школе-студии. Профессор, кандидат искусствоведения Валентина Заболотная осветила уникальную методику раннего формирования артистизма у юных (6-9 лет) студентов театрального факультета КГАИ. Было очень интересно, что не только в Киеве или Харькове, а по всей Украине существует сегодня много театральных школ, мастерских, студий, училищ, где актерской профессии учат по различным методикам, но по единому принципу славянского актерского типа. А это значит, что воспитывается художник чувственный, эмоциональный, пластичный, внутренне подвижный, способный прожить в своем воображении психологическую жизнь персонажа и воспроизвести образ, пропустив его через собственное сердце и нервы.

Театроведы концентрируют мировоззрение театра. Они являются его аналитиками, пропагандистами, историками, исследователями, теоретиками, осмысливателями. Для зрителей они — поводыри по стране Сцены. Для театра они зеркало, они держат планку творческих требований и эстетических критериев. О серьезных проблемах этой профессии в новых социокультурных условиях и развитых масс-медиа говорили заведующий литературной частью Национального театра русской драмы им. Леси Украинки, заслуженный деятель искусств Борис Курицын и доценты КГУТКТ Валерий Фиалко и Анна Липковская.

Декан театрального факультета КГУТКТ, профессор, заслуженный деятель искусств Юрий Высоцкий затронул вопрос о кризисном состоянии режиссуры в украинских театрах и профессиональной подготовке по этой специальности. Он также обратил внимание на необходимость предоставления методической помощи прекрасным артистам, недавно ставших театральными педагогами во многочисленных учебных заведениях, взявшихся за подготовку будущих актеров. Артист и педагог — это разные профессии и имеют свои профессиональные секреты, приемы, наработки, методики. Ими нужно делиться и методически обогащать друг друга.

Общих проблем у театральных педагогов оказалось немало. Как оказалось, больше всего страдает театральное образование от двойного подчинения — Министерству образования и Министерству культуры и искусств. Последнее просто проигнорировало сам факт конференции, в которой участвовал цвет национальной театральной педагогики, что было расценено присутствующими как государственная пощечина всей отрасли. О некомпетентности бюрократов от искусства можно рассказывать анекдоты и легенды. Так же, как и о скифских «каменных бабах» Министерства образования, стригущих под одну гребенку и творческие вузы, где профессиональная подготовка ведется на индивидуальном уровне и многими педагогами лелеются единичные таланты, которых не может быть много, и вузы массовые, технические.

Прошла тревожная информация о том, что уже готово постановление Кабмина о подчинении образования всех форм и отраслей одному Министерству — образования. Для вузов искусств это будет гарантия деградации и профессиональной смерти, считают участники конференции. Потому что уже сейчас Минобразования обязывает вузы увеличить количество учебных часов на предметы госстандарта (среди которых много таких, с которыми практически не сталкивается художник в своей профессиональной деятельности), одновременно уменьшая количество учебных часов в неделю. Разница получается существенная. Резоны Минобразования «благородные»: облегчить студентам жизнь, отдав освободившиеся часы на самостоятельную работу, чтение книг, чертежи проектов и посещения культурных учреждений (ха!). Но в творческих вузах профессиональные дисциплины по большей части имеют тренажный характер, научиться танцу или вокалу самостоятельно невозможно, не говоря уже о репетиционном процессе актерского мастерства. Сокращение этих часов (а больше сокращать нечего) и приведет к снижению качества профессиональной подготовки художника. Да и наши школьники не научены школой учиться. Учиться нужно уметь. Тогда кое-что из теоретических дисциплин, и в основном не из специального, а именно из госстандарта, частично (где есть учебники) можно овладеть самостоятельно.

Но вторая огромная проблема театрального образования — уровень подготовки современного абитуриента, выпущенного средней школой. Он «знает», что Днепр впадает в Азийское море и не знает, кто написал Робинзона Крузо. Он не умеет петь, потому что уже давно народ перестал петь в трезвом состоянии. Он слушает только хард-рок и поэтому у него нет собственного слуха. Он не умеет танцевать и красиво ходить, потому что только дергается на дискотеках. Он больной сколиозом, близорук, аллергик и другими болезнями цивилизации. Он не может связать несколько слов, потому что не научен мыслить и общается только возгласами. Ненормативная лексика для него норма, а «раскрепощенность» поведения выходит за всякие рамки, мешает адекватно ориентироваться в ситуации. То есть часто творческие вузы имеют дело со шлаком системы среднего образования, на которую в первую очередь и было бы направлено острие педагогической реформы в государстве. Начиная с обучения учителей, из системы педагогических вузов.

Между этими Сциллой и Харибдой театрального образования мелочью казались другие ее проблемы. Примитивная и нищенская материальная база, зарплата 47 гривен в месяц народному артисту, практику театра, посвятившему себя не только сцене, но и передающему свой опыт молодежи. Невозможность поездок в другие города и государства — себя показать, на других посмотреть — чтобы понять постоянно меняющийся контекст искусства. Отсутствие творческой информации о мировом театре и собственной специальной профессиональной прессы. Дефицит профессиональных педагогов и психологической службы в области творчества. Коммерциализация профессионального образования в чрезмерных масштабах, потому что талант за деньги не купишь, а усилия педагогов тратятся напрасно.

Многоуважаемые участники конференции были единодушны в том, что восстановление разворованной и развитие поруганной попрошайничеством Украины нужно начинать не с экономики, а с медицины, образования и искусства. Тогда здоровые культурные люди эффективно и целесообразно построят себе Государство, достойное своего Народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать