Сенсация сезона: впервые Валерий Гергиев в Киеве
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031015/4184-6-1_0.jpg)
19 октября в Национальном Дворце «Украина» состоится единственный и уникальный концерт Симфонического оркестра и Хора Мариинского театра (Санкт-Петербург) под управлением маэстро Валерия Гергиева, который прилетит в Киев всего на один день из Нью-Йорка, прервав ради украинской публики репетиции оперы П. Чайковского «Мазепа» на сцене Метрополитен-Опера.
Для Киева Гергиев выбрал потрясающую программу: Сергей Прокофьев — кантата для хора и оркестра «Александр Невский», Петр Чайковский — увертюра- фантазия для оркестра «Ромео и Джульетта», Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля. Как он сам говорит: «Я дирижирую тем, что повлияло на мою жизнь». «С одинаковым удовольствием дирижирую и оперой, и балетом, и симфонией. Различаю только музыку — хорошую и плохую».
То, что ожидает Украину в этот день, — мало назвать сенсацией сезона. И даже года. Ничуть не умаляя достоинств разнообразных и прекрасных гастролей, прошедших в рамках проведения Года России в Украине, не будет преувеличением сказать, что приезд Гергиева в нашу страну (впервые!) — это событие эпохальное! Ведь о выступлениях этого легендарного Музыканта, входящего в тройку лучших мировых дирижеров, в любой стране мира мечтают не только меломаны страны, а и ее короли, принцы, президенты и прочие сильные мира сего. Не будет также преувеличением сказать, что за этой феноменально артистичной личностью по всему свету «гоняются» самые богатые люди планеты, чтобы только услышать, как звучит оркестр под его управлением. Особенно, когда он дирижирует русской музыкой.
Тут уж без всякого PR-ого пафоса можно утверждать: на концерте 19 октября ожидается присутствие не только культурной и деловой элиты украинского общества, но и первых лиц государства. Тем более, что проект проходит под патронатом Посла Российской Федерации в Украине Виктора Черномырдина.
С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1995 — он главный приглашенный дирижер Роттердамского филармонического оркестра, а с 1997 — является главным приглашенным дирижером Метрополитен-Опера (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными филармоническими оркестрами: Вены, Нью-Йорка, Чикаго, Берлина, Лондонским симфоническим оркестром, Оркестром Королевской оперы, Национальным оркестром Франции и Шведского радио, оркестрами Кливленда, Сан-Франциско, Бостона, Торонто, Чикаго, Далласа, Хьюстона, Миннесоты, Монреаля, Бирмингема, Филадельфии, Санта Чечилиа, Театра Ковент Гарден и Ла Скала! Он записал около 20 опер и добрую часть всего симфонического репертуара. Является инициатором идеи творческого сотрудничества Мариинского театра с крупнейшими оперными сценами мира, среди которых Метрополитен-Опера, Ковент Гарден, театр «Карло Феличе», опера Сан-Франциско, театр Ла Скала, Новая Опера Израиля, театр Шатле. Обширна география гастрольных выступлений труппы Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Имя Мариинского известно во всех странах Европы, в Латинской Америке и США, в Китае, Японии и Австралии. По своему положению Гергиев сегодня — наследник легендарного Герберта фон Караяна.
Есть дирижеры, никогда не выходящие из дому без дирижерской палочки; есть и другие, полагающие, что только руки способны передать любые их замыслы. Валерий Гергиев не принадлежит ни к одной из этих категорий. Иногда он дирижирует без палочки целые оперы, полностью полагаясь на свои порхающие, словно птицы, пальцы. В иных случаях он использует палочку в мощном, захватывающем дирижировании. И тогда публика и критики взахлеб говорят о его фантастической энергии и демонической внешности, бешеном темпераменте и чуткой музыкальности. Сравнивают его с творцом человека и носителем культуры, мифологическим героем, бунтарем Прометеем, который похитил у богов огонь и принес его людям, за что был прикован Зевсом к скале. И добавляют при этом: «Это было на Кавказе, на родине Валерия Гергиева...»
В сегодняшнем мире Гергиев — действительно самый харизматичный дирижер. Об этом его уникальном творческом темпераменте и работоспособности на грани невозможного ходят легенды. «Гергиев работает даже больше меня!» — заметил с оттенком удивления великий тенор и не менее великий трудоголик и друг Валерия Гергиева Пласидо Доминго. Когда английская королева Елизавета, а также принцесса Маргарет, которая уже не первый год знает и любит творчество Мариинского театра, решают, что наилучшим подарком королеве- матери к ее 100-летию будет выступление Мариинского театра в Лондоне — это становится событием для всего мира. Прервав свои выступления на Зальцбургском фестивале, Гергиев летит в Лондон, чтобы дирижировать «Шехеразаду» Римского-Корсакова на праздновании 100-летия королевы-матери. The Times назвала этот приезд «удивительным подарком», «действительно королевским вечером».
В Киев вместе с самым знаменитым дирижером планеты, как уже выше было сказано, прилетят чартерным рейсом титулованные оркестр и хор Мариинского театра. Всего — 180 человек! Специально для этого неповторимого вечера в Украине организаторы создают эксклюзивные декорации, готовят лазерные и другие световые эффекты.
Как тут не согласится с авторитетной мировой прессой: «Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю».
Выпуск газеты №:
№184, (2003)Section
Тайм-аут