Шедевры харьковского Левши
Обладатель ордена Фаберже Григорий ГУСАК: «Миниатюрная резьба — как ныряние без акваланга»
Смотреть работы харьковского резчика-виртуоза Григория ГУСАКА надо под увеличительным стеклом, иначе невозможно оценить микроскопическую в прямом смысле точность каждой детали — выражение ликов святых, их пальцы, кисти рук. Рельефные изображения и создаются так же, в основном под микроскопом. «Мало кто может сквозь окуляр микроскопа долго концентрировать взгляд в одном месте, фокус «уплывает». А я часто работаю по двенадцать часов в день с перерывом на обед», — рассказывает Григорий Николаевич с простотой, которую считают спутницей гениального.
ВЕРА БЕЗ РЕЛИГИИ И ЧУДЕСА БЕЗ МИСТИКИ
На один микрошедевр у резчика уходит до трех лет жизни, но сложные работы, например складень, включающий восемьдесят два сюжета, автор создает уже более десяти лет. Символично, что он работает алмазными резцами левой рукой, как легендарный умелец Левша. Само изделие он не крепит на штативе, а держит нерабочей правой, что непостижимо при такой мелкой технике. Живет в родном селе Николаевка в Харьковской области, хотя в городе у него есть квартира. «На природе работать легче!» — уверяет мастер. Он увлекается нырянием и подводной охотой, для которой выезжает в Старый Оскол, снимает под водой фото и видео. Уверяет, что миниатюрная резьба напоминает ныряние без акваланга. «Когда работаешь, ты должен быть одновременно напряжен и расслаблен. И должен уметь задерживать дыхание», — делится Григорий Николаевич.
В основном харьковский Левша делает работы на библейские сюжеты с религиозным значением — кресты, иконы, панагии с изображением Богородицы. На выбор тем его вдохновила миниатюрная пластика резчика Амвросия, который работал в Троицко-Сергиевой лавре в XV веке. Однако особого религиозного смысла в свои работы сам мастер не вкладывает и не считает себя верующим в принятом смысле слова. Тем не менее, он вспоминает, как его работы необычно воздействовали на разных людей. Однажды один знакомый-буддист взял руками панагию Владимирской Богородицы, его рука тут же покрылась влагой и начала сильно дрожать. Очевидцы события до сих пор не могут его объяснить. Также Григорий Николаевич видел, как на выставке в Киеве незнакомая девушка буквально «застыла» на долгое время возле его иконы. «Если мои работы приносят пользу тем, кто по-настоящему верует, — это хорошо», — радуется мастер глиптики.
ОТ БОЛЬШОГО К МЕЛКОМУ. И ОРДЕН ФАБЕРЖЕ
Начинал 54-летний Григорий Гусак с больших скульптур, но постепенно увлекся работами поменьше и с конца 1990-х годов перешел к миниатюрной и микроминиатюрной резьбе. Говорит, его вдохновили увиденные в музеях работы старых мастеров, к примеру, изделия киевского мастера-ювелира Ивана Равича XVII—XVIII вв. и харьковского резчика иерея Петра, а также скифские украшения. Он самостоятельно изучал резьбу по камню средневековья и античности, овладевал техникой без учителей. «С маленькими работами проще, их можно много уложить в портфель, легче сделать выставку», — с улыбкой говорит мастер-самоучка.
Большинство украинцев узнали о мастерстве Григория Гусака после того, как его миниатюрная икона «Спас в силах» на драгоценном цитрине с аметистами попала в Книгу рекордов Украины. Однако его работы еще с 1990-х годов завоевывали престижные премии и награды, первые места и дипломы на международных ювелирных выставках, их приобретали известные люди. А осенью 2012 года его талант признал мемориальный фонд Карла Фаберже — Григорий Гусак был награжден орденом Фаберже за высокий уровень техники резания по камню. Теперь Григорий Николаевич является членом фонда и может рекомендовать других мастеров для наград и включения в каталоги. В частности, он передал фонду имена еще четверых умельцев из Харькова, которые работают на мировом уровне.
Фото из архива Григория ГУСАКА
Выпуск газеты №:
№26, (2013)Section
Тайм-аут