Шептицкому и Сосенко
Во Львове откроют выставку с посвящением предстоятелю УГКЦ и художнику-монументалистуЭкспозицию «Модест Сосенко. Фрагменты: к монументальному» представят 17 декабря в Национальном музее имени Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20). Выставка посвящена двум знаковым фигурам прошлого века и приурочена их юбилеям — 155-летию со дня рождения Шептицкого и 100-летию смерти Сосенко.
Проект воплощается при поддержке Львовского городского совета, и это программа «Фокус на культуру».
«Знакомство и взаимная приязнь Митрополита и художника длились на протяжении двадцати лет: от встречи в 1900 году в Станиславе (теперь — Ивано-Франковск), где Андрей Шептицкий был епископом, и вплоть до смерти художника во Львове в Митрополичьих палатах собора Святого Юра 4 февраля 1920 года, — рассказали «Дню» организаторы выставки. — Именно Владыка направил Сосенко заниматься сакральной живописью — способствовал получению культурно-художественного образования в ведущих учебных заведениях Европы и привлек к работе в Церковном (впоследствии Национальном) музее. Усилия Митрополита проявились в ярких монументальных произведениях Сосенко, которые возродили традицию отделки украинских храмов и в то же время положили начало новейшим поискам в этом направлении для следующих поколений художников».
В Национальном музее во Львове находиться уникальное собрание произведений, архивных материалов, фотографий и подготовительных проектов к росписям, иконостасам и отдельным образам художника. Все достопримечательности поступили в институцию по большей части как наследие Модеста Сосенко — согласно его завещанию. Большинство работ до сих пор не экспонировались и не публиковались. Некоторые работы художника сохраняются во Львовском музее истории религии, в Ивано-Франковском краеведческом музее, в Митрополичьих палатах при соборе Святого Юра и в частных коллекциях.
На выставке «Модест Сосенко. Фрагменты: к монументальному», в соответствии с ее основной идеей, будут объединены избранные произведения и архивные материалы — фотографии (старые и современные), эпистолярий, «шкіцівники» (записные книжки), эскизы, авторские наброски, подготовительные проекты. «Хотим приблизить к посетителям экспозиции ценный и в то же время хрупкий пласт национального искусства начала ХХ века — монументальную живопись, показать даже то, что не уцелело и сохранилось только в подготовительных материалах художника», — говорят организаторы показа. И добавляют, что значительное количество экспонатов (речь идет о рабочих материалах) зритель увидит впервые, а показ этих раритетов стал возможен лишь благодаря сложному и длительному труду реставраторов. В экспозиции также использован современный фотоархив уцелевших храмных работ Модеста Сосенко.
Стоит прибавить, что выставка «Модест Сосенко. Фрагменты: к монументальному» не состоялась бы без проекта «СосенкоПізнайЗрозумійЗбережи», осуществленного при поддержке Украинского культурного фонда. Куратор — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела украинского искусства XIX — начала XX века и автор монографии о Сосенко Олеся Семчишин-Гузнер.
Проект имел несколько составляющих: профессиональная фотофиксация сохраненных внемузейных произведений художника (росписей и иконостасов), создание интернет-ресурса с информацией о художнике и фотографиями по монументальным объектам, издание монографии о художнике авторства Олеси Семчишин-Гузнер и каталога произведений Модеста Сосенко.
«День» подробно рассказывал обо всех этапах проекта «СосенкоПізнайЗрозумійЗбережи» (см., в частности, публикации «Чтобы он стал для нас более близким» в №1 46 от 6 августа 2020 и «Большой фотоархив и два научных издания» в № 203 от 27 октября 2020).
Выпуск газеты №:
№238, (2020)Section
Тайм-аут