«Шляхи»-дороги Александра Миловзорова
В Киевском национальном музее российского искусства открылась выставка известного украинского художника
Само известие о вернисаже Александра Петровича Миловзорова не было неожиданным. Петрович, Саша (как обычно называют художника люди самых разных поколений) — человек активный, деятельный, за его передвижениями уследить не просто. Месяц не побываешь в уютной, гостеприимной Галерее «36», что на Андреевском, где Миловзоров многие годы художественный руководитель, — и уже оторван от жизни. Оказывается, Петрович в Чехии. Открывает там персональную выставку. Придешь узнать о пражских знакомых через пару недель, Саша уехал на пленэр в Германию. Переждешь еще месячишко, а Миловзоров уже покоряет Италию, где у него живет красавица дочка Оксана, тоже художница. И сладкоголосая внучка Лиза, певица. Потом ненадолго бросает якорь в Киеве. Для того, чтобы рассказать о впечатлениях. На полотне, конечно. Или в графических работах. Иногда в керамике и скульптуре. Презентует очередную, почти всегда неожиданную по замыслу и воплощению экспозицию.
На сей раз все оказалось не так просто. Александр Петрович Миловзоров собрал друзей и коллег в столь знаковом и престижном месте, как Киевский национальный музей российского искусства, не случайно. Дело в том, что в нынешнем году заслуженный художник Украины отметил 75-летний юбилей. Об этом многие помнят, поскольку родиться Петрович умудрился 22 апреля, в один день с «вождем всех народов». Тогда и поздравляли. Но поскольку подобные даты у людей искусства принято отмечать в течение всего года, Александр Миловзоров решил подытожить то, что прожил, масштабной персональной выставкой, которой дал обзорное название «Шляхи».
В нескольких залах музея он представил живописные, графические серии работ, созданные за последние 10 лет, и до сегодняшнего дня почти нигде в Киеве не выставлявшиеся. Это «Тора, дни творения и бытие» — попытка осмыслить истоки человечества, докопаться до сути происхождения религии, понять, кто мы такие — современные люди, накоротке с замысловатыми техническими гаджетами, откуда родом... Миловзоров не просто фантазирует на тему, он дотошно штудирует Библию, Ветхий Завет. В своей будущей книге, которая также называется «Шляхи», художник искренне признается: «Мне читать Библию трудно. Я воспринимаю ее как истину и задаю бесконечные вопросы. Например, если первыми потомками Адама и Евы были Каин и Авель, то от Каина, убившего Авеля, произошли все, даже и мы с вами, то есть от убийцы?! Слава Богу он дал Адаму и Еве еще одного сына — Сифа, не запятнанного убийством. Поэтому, может быть, мы — его потомки?..» Почти физически терзаемый противоречиями, Александр Миловзоров выплескивает их на полотне: герои серии «Тора...» — не безликие сказочные персонажи, а замаскированные под художественный наив живые люди с присущими им страстями, характерами и пороками. Эта серия работ — большая и подробная, и когда начинаешь задумываться, какую цитату из Вечной книги закодировал в той или иной картине художник, хочется «читать» ее долго и внимательно...
Абсолютно другое, совершенно прелестное послевкусие оставляет серия графических работ «Моя Шевченкиана». Это именно его, художника Александра Миловзорова, Шевченко и ничей другой. Не забронзовевший гений с узнаваемым лицом без эмоций, а остроумные, озорные вариации на тему жизни и творчества великого поэта, не пренебрегавшего простыми житейскими радостями. Работы яркие и легкие, будто написанные одним росчерком пера, без отрыва от листа бумаги. По стилю очень напоминающие одну из предыдущих, моих любимых, серий графики Александра Петровича — «Вакханалию». Она экспонировалась давно, но я до сих пор помню веселых захмелевших кентавров, подстрекаемых Дионисом, будто подмигивающих нам со стены, мол, «Улыбайтесь, господа! Ничто человеческое и нам не чуждо!..»
Кое-где в залах музея, перебивая конкретику живописных и графических полотен, художник представил пластические скульптуры, выполненные из нетрадиционных материалов и бытового мусора. Многие посетители надолго задерживались около них, видимо, пытаясь разгадать смысл и тему экспонатов. Профессионалы, наверное, сказали бы, что это концептуальное искусство. Я ограничусь определением: экспромты талантливого человека, который умеет работать в разных техниках и материалах, жанрах и направлениях и еще раз хотел намекнуть: «Мир загадочен и прекрасен! Не ищите второго дна. Наслаждайтесь и фантазируйте!»
На открытие выставки Петровича пришло очень много людей. Были замечены искусствовед Светлана Чернобородова, жена и друг автора, ее коллеги Сергей Тернавский, Наталья Кривуца и Алексей Роготченко, режиссер Алексей Кужельный, архитектор и искусствовед Юлик Лифшиц, художники Николай Грох, Дмитрий Корсунь, Виктор Хоменко и другие. Произносили теплые и не банальные слова, потому что иначе об Александре Петровиче Миловзорове — Петровиче, Саше — как-то и говорить неудобно. Не любит и не поймет. Потому что он, как и его творчество, неюбилейный живой человек. Остроумный эпикуреец, радушный хозяин вечно заполненной гостями галереи, неутомимый путешественник и заядлый спорщик, изобретательный кулинар и любитель русской бани... решивший, что 75-летие — недурной повод собрать друзей. Так что «Шляхи» — отнюдь не итог творчества, а так, привал на обочине. И я не удивлюсь, если, заглянув завтра в Галерею «36», узнаю, что Петрович где-нибудь за Полярным кругом или в Аргентине...
Кстати, в ближайших номерах газеты «День» читайте интервью с виновником торжества, заслуженным художником Украины Александром Миловзоровым.
Выпуск газеты №:
№207, (2013)Section
Тайм-аут