Перейти к основному содержанию

«Шляхи»-дороги Александра Миловзорова

В Киевском национальном музее российского искусства открылась выставка известного украинского художника
13 ноября, 10:40
КАРТИНА «ШЛЯХИ» СТАЛА ЗАГЛАВНОЙ В ЭКСПОЗИЦИИ АЛЕКСАНДРА МИЛОВЗОРОВА

Само известие о вернисаже Александра Петровича Миловзорова не было неожиданным. Петрович, Саша (как обычно называют  художника  люди самых разных поколений) —  человек  активный, деятельный, за его передвижениями уследить не просто. Месяц не побываешь в уютной, гостеприимной Галерее «36», что на Андреевском, где Миловзоров  многие годы художественный руководитель, — и уже оторван от жизни. Оказывается, Петрович  в Чехии. Открывает там персональную выставку. Придешь узнать о пражских знакомых через пару недель, Саша уехал на пленэр в Германию. Переждешь еще месячишко, а Миловзоров уже покоряет Италию, где у него живет красавица дочка Оксана, тоже художница. И сладкоголосая внучка Лиза, певица. Потом ненадолго бросает якорь в Киеве. Для того, чтобы  рассказать о впечатлениях. На полотне, конечно. Или в графических работах. Иногда в керамике и скульптуре. Презентует очередную, почти всегда неожиданную по замыслу и воплощению экспозицию.

На сей раз все оказалось не так просто. Александр Петрович Миловзоров  собрал  друзей и коллег в столь знаковом и престижном месте, как Киевский национальный музей российского искусства, не случайно. Дело в том, что в нынешнем году заслуженный художник Украины отметил 75-летний  юбилей. Об этом многие помнят, поскольку  родиться  Петрович умудрился 22 апреля, в один день с  «вождем всех народов». Тогда и поздравляли. Но поскольку  подобные  даты у людей искусства  принято отмечать в течение всего года,  Александр Миловзоров решил подытожить  то, что прожил, масштабной  персональной выставкой, которой дал обзорное название «Шляхи».

В нескольких залах музея он представил живописные, графические серии работ, созданные  за последние 10 лет,  и до сегодняшнего дня почти нигде в Киеве не выставлявшиеся. Это «Тора, дни творения и бытие» —  попытка осмыслить  истоки человечества, докопаться до сути происхождения религии, понять, кто мы такие  — современные люди, накоротке с замысловатыми техническими гаджетами, откуда родом...  Миловзоров не просто фантазирует на тему, он дотошно  штудирует  Библию, Ветхий Завет.  В своей будущей книге, которая также  называется «Шляхи», художник искренне признается: «Мне читать Библию трудно.  Я воспринимаю ее как  истину и задаю бесконечные вопросы. Например, если первыми потомками Адама и Евы были Каин и Авель, то от Каина, убившего Авеля, произошли все, даже и мы с вами, то есть от убийцы?! Слава Богу он дал Адаму и Еве еще одного сына — Сифа, не запятнанного убийством. Поэтому, может быть, мы — его потомки?..»  Почти физически терзаемый противоречиями,  Александр Миловзоров выплескивает их на полотне: герои серии «Тора...» — не безликие сказочные персонажи, а замаскированные под  художественный наив живые люди с присущими им страстями, характерами и пороками.   Эта серия работ — большая и подробная, и когда начинаешь задумываться, какую цитату из Вечной книги закодировал  в той или иной картине художник,  хочется «читать» ее долго и внимательно...

Абсолютно другое, совершенно прелестное послевкусие оставляет серия графических работ «Моя Шевченкиана». Это именно его, художника Александра Миловзорова,  Шевченко и ничей другой. Не забронзовевший гений с узнаваемым лицом без эмоций, а остроумные, озорные  вариации на тему жизни и творчества великого поэта, не пренебрегавшего простыми житейскими радостями. Работы яркие и легкие, будто написанные одним росчерком пера,  без отрыва от листа бумаги. По стилю очень напоминающие одну из предыдущих, моих любимых,  серий  графики  Александра Петровича — «Вакханалию». Она экспонировалась давно, но я до сих пор помню веселых захмелевших кентавров, подстрекаемых Дионисом, будто подмигивающих нам со стены, мол, «Улыбайтесь, господа! Ничто человеческое и нам не чуждо!..»

Кое-где в залах музея, перебивая конкретику живописных и графических полотен, художник представил пластические скульптуры, выполненные из нетрадиционных материалов и бытового мусора. Многие посетители надолго задерживались около них, видимо, пытаясь разгадать смысл и тему экспонатов. Профессионалы, наверное, сказали бы, что это концептуальное искусство. Я ограничусь определением: экспромты талантливого человека, который умеет работать в разных техниках и материалах,  жанрах и направлениях и еще раз хотел  намекнуть: «Мир загадочен и прекрасен! Не ищите второго дна. Наслаждайтесь и фантазируйте!»

На открытие выставки Петровича пришло очень много людей. Были замечены искусствовед Светлана Чернобородова, жена и друг автора, ее коллеги Сергей Тернавский, Наталья Кривуца и Алексей Роготченко,  режиссер Алексей Кужельный, архитектор и искусствовед  Юлик Лифшиц, художники Николай Грох, Дмитрий Корсунь, Виктор Хоменко и другие. Произносили  теплые и не банальные слова, потому что иначе об Александре Петровиче Миловзорове — Петровиче, Саше — как-то и  говорить неудобно. Не любит и не поймет.  Потому что он, как и его творчество, неюбилейный живой человек. Остроумный эпикуреец, радушный хозяин вечно заполненной гостями галереи, неутомимый путешественник и заядлый спорщик, изобретательный кулинар и любитель русской бани... решивший, что 75-летие — недурной повод собрать друзей. Так что «Шляхи» — отнюдь не итог творчества, а так, привал на обочине. И я не удивлюсь, если, заглянув завтра в Галерею «36», узнаю, что Петрович где-нибудь за Полярным кругом или  в Аргентине...

Кстати, в ближайших номерах газеты «День» читайте интервью с виновником торжества, заслуженным художником Украины Александром Миловзоровым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать