Перейти к основному содержанию

«Шоколадная» диета

28 ноября, 00:00
Тема «Насилие и жестокость на телеэкране» — из ряда набивших оскомину. И в то же время — из числа «неувядающих». В этом вопросе нестыковка между интересами телекомпаний, пытающихся любыми способами привлечь телезрителя, и защитниками общественной морали проявилась очень четко. Впрочем, несмотря на все старания последних, «воз и ныне там». И проведенный недавно в помещении Верховной Рады Украины «круглый стол» по вышеупомянутой теме это в очередной раз засвидетельствовал: представители коммерческих телеканалов для участия в дискуссии не пришли. Так что «некачественная телепродукция, которая пропагандирует насилие и жестокость», вероятно, не скоро перестанет воздействовать на психику украинского телезрителя. Хотя нельзя сказать, что попытки как-то обуздать отечественных телевизионщиков в этом отношении совсем не предпринимаются. Так, например, недавно Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания внес некоторые изменения в собственное решение «О защите прав несовершеннолетних телезрителей» (от 5.10.2000). Нацсовет, в частности, решил обязать украинские телерадиоорганизации демонстрировать фильмы, имеющие ограничение зрительской аудитории согласно с условиями Государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов и времени демонстрации фильмов. Кроме того, — обязать ТРО при анонсировании предупреждать о характере таких фильмов и передач. Решение Нацсовета также предусматривает, что при публикации расписания телепрограмм и анонсировании фильмов или передач в прессе должен быть подан соответствующий возрастной индекс зрительской аудитории. Бросятся ли руководители телекомпаний (а именно на них, согласно этому документу, возлагается ответственность за показ фильмов и идентификацию программ) выполнять решение Нацсовета — покажет время. А пока «День» обратился к экспертам: — Почему, несмотря на все старания соответствующих государственных органов, возмущение общественности, с наших телеэкранов насилие и жестокость не исчезают? Мало контроля или подобная телепродукция востребована зрителем? И если востребована, то только ли на основании рейтингов это должно определяться?

Иван ЧИЖ, председатель Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания:

— Здесь сложно определить грань. Но если такая продукция есть на экранах, то у нее, по-видимому, есть своя зрительская аудитория. К тому же, такого уровня программы, фильмы — намного более дешевые, на них легче «наварить», получить прибыль и очень часто сверхприбыль. С другой стороны, недостает механизмов ограничения. Т.е. действительно следует четко зафиксировать, что является разрешенным, через что нельзя переступать. И эти правила должны видеть телерадиокомпании. В противном случае мы будем иметь то, что имеем, с тенденцей на ухудшение. Опять же, я не сторонник каких-то запретительных мер: это ни к чему хорошему не приводит, наоборот — на определенное время ухудшает ситуацию. Но я — убежденный сторонник четких правил. Если бы мы их выписали в законодательстве (скажем, в законе о защите морали), это бы позволяло телерадиовещателям работать, в том числе, с материалами, скажем так, сомнительными: они могли бы идти кодированными, с определенными пометками, в определенные часовые промежутки. Но здесь нужно определиться, потому что иначе — потери большие.

Юрий ПЛАКСЮК, член Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания:

— Рейтинг популярности канала, конкретной программы все-таки определяет зрительская аудитория… Я ставлю три точки. И базируясь именно на исследованиях зрительской аудитории, телеканалы сегодня ставят в эфир программы и фильмы потому, что экономический фактор для них — один из важнейших. Но, в принципе, зритель сам выбирает себе тот или иной фильм. Не обращают внимания на то, что у каждого зрителя есть право нажать кнопку, выключить телевизор. Это — первый и, мне кажется, наиболее весомый аргумент, который используют наши визави, когда мы ведем диалог о плохих или недоброкачественных программах. Нажмите кнопку, переключите... Во всяком случае в Киеве сегодня можно смотреть шестнадцать программ, найдите лучшую.

Безусловно, общественность возмущена, потому что бесконтрольно все это смотрят дети, родителям трудно проследить, когда какой фильм будет идти. Когда днем дети приходят из школы, они якобы должны посмотреть интересные детские «мультяшки», какие-то познавательные, развлекательные, игровые проекты, но... проникают на экран и другие программы. Вот с этим мы должны сегодня бороться. Бороться именно с сознательным нарушением законодательства, потому что где-то процентов на 80 оно не то, чтобы не сознательное... ну, вынуждены мы сегодня давать то, что плывет к нашему берегу.

Много нареканий было в адрес Нацсовета. Но мы стоим последними: не мы же это все ввозим в государство. А хотят так: мы ввезли, а вы то теперь, пожалуйста, всех поставьте на место. Не поставим.

Сергей ТРЫМБАЧ, председатель Ассоциации кинокритиков:

— Природа зрелища непременно включает в себя что-то экспрессивное. А насилие и жестокость — это простейший способ выдать на экран какую- то экспрессию. Так же, как простейшие формы комедии — эксцентрические (когда кто-то упал, поскользнулся и тому подобное). Поэтому бороться с этим невозможно и не нужно. И призывы в плане того, чтобы делать что-то нежное — довольно смешные и утопические. Иное дело — дозирование. Любое нормальное общество дозирует такие программы и фильмы. Я еще в 1990 году впервые побывал в Америке: не то, что днем, ночью не видел на телеэкране ни «порнухи», ни откровенных сцен насилия. Хотя потребитель такой продукции есть. Но пусть он «покупает» возможность смотреть это, например, на кабельных каналах. У нас же — бесплатная жестокость в очень концентрированных объемах. Действительно, у нас запрещены сотни фильмов, но все они так или иначе попадают, если не на телеэкраны, то в видеопрокат. О чем мы будем говорить, если у нас действительно не выполняются никакие законы? Это первое. Второе — у нас почти пятидесятимиллионная нация, большая, в принципе страна, а мы ничего не продуцируем в противовес российской и американской продукции. Наша киноиндустрия сейчас сведена просто на нулевую отметку. Ни о какой культурной самодостаточности мы сейчас не можем говорить, потому что все то, что может каким-то образом провоцировать наше самоуважение, не поощряется к производству.

Должны ли телеканалы руководствоваться только рейтингами? Конечно, нет. Когда-то всегда цитировали фразу Ленина о Демьяне Бедном: мол, он на шаг позади, а нужно все-таки быть на шаг впереди. Государство должно что-то программировать. И не только государство (у нас все сводится к нему), а вот то самое гражданское общество, которое у нас так и не сформировано и которое, собственно, и могло бы быть тем самым основным агентом влияния. Оно должно что-то программировать, куда-то вести, что-то направлять, т.е. выстраивать какую-то стратегию. Эти рейтинги — это рабство. Я же не должен слушать свой организм. Например, я хочу каждый день кушать по килограмму шоколада. Но если у меня есть что-то в голове, то я же понимаю, что это — смертельные дозы. А наше общество сейчас жрет, простите, этот «шоколад» килограммами. Мы должны все-таки пытаться выстраивать определенную стратегию в этой сфере, а главным образом — не только выстраивать, но и потом как-то ее реализовывать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать