СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
БРАТ
БРАТ (братишка, братушка, браток, братан, брателла) — обращение, принятое: 1) в криминальной среде между членами бандитских «бригад»; 2) в рамках общины, сплоченной по национальному либо религиозному признаку; 3) в движении митьков.
Братство как особое мироощущение, как часть системы внутренних ритуалов возникает чаще всего в тех социокультурных группах, которые в большей или меньшей степени ощущают свою отчужденность, даже враждебность по отношению к господствующей идеологии, расе или общепринятому порядку вещей. Так, Б. , сестра — обычное обращение в североамериканских гетто, среди небогатых афроамериканцев; оттуда же оно естественным образом перешло в субкультуры растаманов, хип-хопа и гангста-рэпа. Соответственно, в новых церквях или религиозных сектах все обращенные являются Б-ми по вере, членами единой духовной семьи, объединенной вокруг лидера. Один из близких и не слишком давних примеров — «Белое братство». По причине неприятия социумом и полукриминального образа жизни также «братаются» байкеры, в частности, знаменитые «Ангелы ада». Серьезным фактором внутрирелигиозной, да и политической жизни в последние годы стало движение православных братств (созданных по типу братств XVI — XVII веков), объединяющих приходской актив враждующих друг с другом православных патриархатов. «Братчики» регулярно оказываются в центре громких скандальных акций, связанных с переделом или захватом церковного имущества, с нападениями на представителей других конфессий. В Киеве столь же одиозную популярность обрело «Братство», ведомое радикальным политиком Дмитрием Корчинским.
Массовое распространение обращения «Б.» на (пост)советском пространстве связано со стихийным поиском языка, который бы противостоял как официально-казенному дискурсу «товарищей» и «граждан», с одной стороны, так и нарождающимся буржуазным «дамам и господам» — с другой. Инициаторами еще в первой половине 1980-х годов выступило петербургское (ленинградское) неофициальное движение художников-митьков, у которых бытовали задушевные «братишка» и «сестренка». Митьковский стиль пришелся по вкусу стремительно набиравшим популярность рок-группам «Кино» и «Аквариум», а через них передался растущей с каждым днем молодежной альтернативе — хиппи.
Параллельно митькам и хиппарям усиливалась во влиянии и другая, диаметрально противоположная субкультура — бригады или бандиты, иными словами, — братва. У них «браток» или «брателла» означает принадлежность если не к семье как таковой, то к очень дружной, связанной тесными узами общности.
В свою очередь, массовое сознание, находясь между двумя мощными протестными субкультурами («неформалы» — «бригады»), почти поголовно охватившими молодежь, довольно быстро приняло прежнее узкоконфессиональное обращение в новом качестве. Б. прочно вошел в жаргон 1990-х годов. Венцом чего стал, конечно, невиданный успех фильмов Александра Балабанова «Брат» и «Брат-2», где главный герой, удачливый бандит-одиночка, действует в системе координат « Б. — не Б. » («не брат ты мне»). Причем Б. или сестрой может оказаться и погибший друг, и случайно подобранная на улице шлюха.
Ныне мода на «братание» сходит на нет. Неолиберальные «господа» медленно, но уверенно берут верх, а Б. все больше отходит туда, откуда пришел, — к теряющим влияние «бригадам»; что до митьков, то они остались в 1990-х — вместе с хиппи. Ныне новые Б-я — хип-хоперы, противостоящие расистской агрессии скинхедов. Но, в любом случае, слова — лишь резерв идей. Под лозунгом «Все люди — Б-я » может прийти как новый фюрер, так и новый мессия — что, в общем, одно и то же. Мультикультурный разнобой выглядит предпочтительнее.
В конце концов, неплохо назвать такого же сумасшедшего, как ты, Б. , делая одно и то же, хорошее, до времени никому не нужное дело.
Выпуск газеты №:
№3, (2004)Section
Тайм-аут