Перейти к основному содержанию

Смешная и грустная провокация

В театре «Ателье-16» Виталий Малахов поставил «Самоубийцу» Эрдмана
23 мая, 20:06
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «САМОУБИЙЦА»

Во время просмотра этого спектакля зрителей не покидает ощущение, что события происходят в наши дни. Ныне творчество Эрдмана подзабыли, а в афишах киевских театров его имя отсутствует. Режиссер решил эту несправедливость исправить. Хотя предложил поставить Виталию Малахову эту пьесу худрук театра Игорь Талалаевский. Спектакль заявлен как провокации к суициду и сделан в жанре фарса. Этакие сатирические комиксы, и что ни фигура — образ нарицательный, а характерные черты увеличены до гигантских размеров. Каждому герою режиссер нашел свой почерк и яркую характеристику. Так, если уж жлоб- торгаш, то он не выпускает из рук огромный пухлый кошелек... Каждый живет своей внутренней жизнью, отсюда — четкая логика поведения и поступков. Малахов всегда умеет выстроить именно эту самую внутреннюю жизнь персонажа. А это рождает ансамблевость и гармонию взаимоотношений на сцене. Потому у зрителей глаза разбегались в массовых сценах: на кого смотреть, каждый интересен и боишься что-то пропустить.

К удачам спектакля следует отнести распределение ролей. Исполнители не просто открылись, но и выросли в своем мастерстве. В первую очередь это касается Андрея Павленко (Егорушка) и Елены Скрипки ( Клеопатра). Порадовали публику Виталина Библив (Серафима Ильинична) и Владимир Коваль (Пугачев), чья актерская органика настолько самобытна, что наблюдать за их реакциями и выразительными паузами на сцене можно бесконечно.

Интересное музыкальное решение и оригинальная музыка (Владимир Борисов и Иван Небесный) — пронзительный зловещий звук трубы, от которого содрогаются стены, — как предвестник катастрофы, а в сцене предсмертного банкета — джазовые, расползающиеся мотивы — как невидимая грань между реальностью и мистикой...

История, написанная остроумным Эрдманом, напоминает идиотский сон. И, как известно, за такую смелость и остроумие он был наказан тогдашней советской властью. Пьеса «Самоубийца» написана в 1928 году, но к публикации и постановке была запрещена (хотя ее собирались ставить в Театре им. Вахтангова и в Театре им. Мейерхольда, и во МХАТе). «Пробить» запрет цензоров помог К. Станиславский, который обратился с письмом к Сталину, и вождь разрешил «сделать опыт». Но пьеса так и не была показана. Комиссия во главе с Кагановичем не позволила. В1933 году драматурга арестовали и приговорили к ссылке за то, что он посмел посягнуть на самое святое — на тех, кто заседал в Кремле. Первая публикация пьесы вышла в ФРГ лишь в 1969 году, а постановка осуществлена в Гетеборге (Швеция) за год до смерти Эрдмана...

«Самоубийца» в репертуаре «Ателье-16» подтверждает, что этот театр существует в режиме актерской лаборатории, где в основу заложены постоянный тренинг и мастер-классы... Несколько неоднозначными получились первое и второе действия. Начало было весьма вялым: как буд- то шла раскачка, а затем — словно резкий взлет. Вниманию зрителей были предложены различные режиссерские и актерские находки. Появилось такое ощущение, что исполнители раскрепостились и стали играть с удовольствием. А за сцену похорон Подсекальникова публика простила шероховатости. Хотя некоторые актеры, занятые в постановке, еще не дотягивают до уровня режиссера. Впрочем, совместная работа с Малаховым пойдет коллективу «Ателье-16» на пользу. Пора уже поднимать планку. Зрители ждут.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать