Перейти к основному содержанию

Сны, колючки, строки

25 июня, 00:00
Этот дебют прошел тихо, без излишней помпы, коей грешат старшие представители литературного цеха. «Знес паленого» (Ивано-Франковск, «Місто НВ») — тонкая книжка, немногим более сотни страниц, сборник разношерстной прозы молодого автора. Автор, Ирена Карпа, — молода, красива, учится, работает, путешествует, знает языки, пишет стихи и прозу, поет по совместительству в рок-группе. В общем — истинное дитя и перспективная поросль нового среднего класса.

Истинное, но не типичное. Сегодня писательство стало почему-то прерогативой рекламных агентов — примеров тому несть числа, пока что только в России и в более дальнем зарубежье, но скоро и до нас доберутся. Романы эта публика пишет под стать своим рекламным слоганам — по одним и тем же лекалам, со стандартным набором одних и тех же завлекательных приемов: «за жизнь», много увеселений, чуть меньше секса, некие переживания по поводу непонятно чего, язык — разбитной и развязный, но и сама эта развязность стала уже общим местом.

Ирена Карпа работает в ином сценарии. В разных местах своего дебютного сборника разбрасывает остерегающие маркеры: «Люди, я брешу!» (авторский эпиграф), «чтиво ідіотов» (подзаголовок всей книги), «в дупу ваші незвичайні пригоди» (часть названия одного из рассказов). Сердита? Нет, скорее, оберегает свою территорию. Потому что, в отличие от «рекламистов», старается сказать о важных вещах, причем через себя, что ныне — достаточная редкость. На старинном литжаргоне это называется «лирикой». Последняя, как и стихи, растет из сора, но нуждается хотя бы в минимальной защите. В колючках, если угодно. В прозе Карпы таких колючек хватает. Читать ее временами сложно — напряженная эмоциональность слога, своего рода поток сознания героини (как в центральном опусе сборника, романе «50 хвилин трави (Коли помре твоя краса)») не дают шансов для быстрой пробежки по диагонали текста. Хотя, на взгляд рецензента, лучшая вещь здесь — завораживающие, действительно сновидческие «Сни Ієрихона». Это — цикл из нескольких миниатюр, настоящих стихотворений в прозе, для каждого из которых найдена своя манера изложения, а в целом — удивительный сплав авторских рефлексий, фольклорных стилизаций и сюрреалистических фантазмов.

Впрочем, свои изюминки (и колючки) можно найти практически во всех произведениях Карпы. То, что этим сборником заявил о себе (вот еще одна стандартная формула) новый интересный автор, — несомненно. Как оно будет дальше — посмотрим. Пока что — есть то, что есть: ощущение молодости и свежести, странные и красивые образы, пульсация чувств. И тонкая, изданная совсем маленьким тиражом, но запоминающаяся книжка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать