Сочетание двух наследий
Как петриковская роспись «проросла» в стенах Софии Киевской
Национальный заповедник решил обнародовать около сотни акварельных эскизов петриковской росписи, которые хранятся в его фондах. Это зарисовки отделки домов в селах Катеринославщины, датированные первой половиной ХХ века. Большинство из них, по всей вероятности, принадлежат художнице Евгении Эвенбах — об этом может свидетельствовать ее фамилия, написанная карандашом на обратной стороне рисунков.
Юлия СМОЛИЙ, научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии Национальной академии наук Украины, изучает петриковскую роспись и ее историю свыше 30 лет. Она рассказывает, что во второй половине ХІХ — начале ХХ веков в том регионе было распространено домашнее рисование. Рисунками украшали стены и печные изразцы, переносили их на рушники и коврики. Бумажные узоры продавали на ярмарках для тех, кто не мог собственноручно раскрасить свой дом. Их вырезали по контуру и налепливали на печь — следовательно, украсить жилище можно было быстрее и удобнее.
В то время было трудно зафиксировать и сохранить стенописи, потому этнографические экспедиции или отдельные художники делали это путем копирования. Так сделала и Евгения Эвенбах, которая дважды ездила по селам левобережной Катеринославщины «знакомиться с народом» — летом 1911-го и 1913 года.
Те раритетные акварели авторства художницы, что есть в фондах заповедника, сохраняются в трех книгах учета под общим названием «Настенные росписи Днепропетровской области 1911 — 1935 годов». Кисть художницы зафиксировала отдельные фрагменты настенной росписи печей, дымоходов, стен жилищных и хозяйственных помещений. На отдельных листах бумаги — «Древо жизни», крупные цветы пламенно-ярких окрасок, замысловатые узоры в виде тонких листочков, сочные ягоды и гроздья винограда и тому подобное. Традиционная техника, классические цвета — теплые и животворные красный, зеленый и оранжевый — и никакого намека на черный.
Основная масса образцов петриковской росписи сохраняется в трех музеях — Днепропетровском национальном историческом музее имени Дмитрия Яворницкого, Русском этнографическом музее в Санкт-Петербурге и Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве. То, что сохраняется в Софии, досталось заповеднику в наследство от Академии архитектуры УССР, которая базировалась в Доме митрополита. В ее архивах были многочисленные копии образцов петриковской росписи. Юлия Смолий объясняет это так: «В середине прошлого века еще не было достаточно качественной фотопленки, поэтому искусствоведческие издания печатались или черно-белыми, или цветными с существенным ухудшением качества. Народное искусство основано на ярких, открытых, солнечных цветах, поэтому в черно-белой гамме оно не произведет надлежащего впечатления. Поэтому художники отправлялись в музеи и перерисовывали для изданий то, что там сохранялось». Копии многих образцов петриковки, в частности воссозданные Эвенбах и потом перерисованные Георгием Вербицким, можно увидеть в нескольких изданиях, например, в альбоме «Українське народне мистецтво: живопис».
Акварели Евгении Эвенбах, тщательным образом и детально прорисованные, имеют большую историческую и художественную ценность, ведь старая приднепровская настенная роспись почти не сохранилась. «София Киевская» будет популяризировать петриковское искусство не только открытием для посетителей этой части музейных фондов — она уже имеет такую роспись на своих стенах.
«Год назад в это время мы проводили выставку петриковской росписи. Это было как сочетание двух направлений нашего культурного наследия, — рассказывает Неля КУКОВАЛЬСКАЯ, генеральный директор Национального заповедника «София Киевская». — Еще тогда мы договорились с художницей Галиной Назаренко, что она сделает такую роспись на территории Софии. После длительных согласований эскизов на научно-методических и реставрационных советах мы, наконец, имеем результат».
Отныне «Древо жизни» украшает вход в выставочный зал «Хлібня». Галина Назаренко вместе с ученицами работала над росписью неделю. Она рассказывает о своей работе: «Петриковские цвета всегда яркие. Если бы мы использовали их все в Софии, это было бы кричаще, неуместно. Поэтому выбрали зеленый цвет — цвет куполов Софийского собора. В «Древе жизни» сочетается прошлое, нынешнее и будущее, это основа всего».
Художница берет в руки кисть и палитру с несколькими оттенками зеленого и делает последние мазки на стене со своим творением. Деревце взмывает вверх, продолжаясь узорами под потолком. Среди сочной зелени и ярких цветов сидят развернутые клювами друг к другу птички, которые теперь будут охранять Софию Киевскую.
В заповеднике не планируют останавливаться на сделанном. Вице-президент «Ассоциации мастеров народного искусства» Нина БУРНЕВИЧ говорит, что уже есть несколько идей, как сочетать музейные раритеты с произведениями современных мастеров петриковской росписи. Поэтому в следующем году стоит ожидать запуска большого тематического проекта.
Выпуск газеты №:
№124, (2017)Section
Тайм-аут