Современный ритм кобзарских медитаций
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020212/427-6-3_0.jpg)
Братская тризна собрала немало учеников, коллег, друзей кобзаря и людей, которые интересуются древним украинским искусством. Воспоминания перемежевывались с игрой на традиционных инструментах — звуки со словами, слово со словом. Из воспоминаний близких предстал смелый человек, который имел мужество на собственное мнение, отличное от мнения «системы», быть свободным, принадлежать только искусству и вере. Кроме увлечения кобзарством и продолжения живых его традиций, Николай Будник был членом инициативного комитета по возрождению Украинской Автокефальной Православной Церкви. Это в то время, когда за подобную «инициативность» щедро вознаграждали милицейскими дубинками. Будник прошел путь от индивида до обобщенного образа, как тот казак Мамай, воспетый многочисленными картинами, которые украшают компакт-диск художника «Ой на Чорному морі..., «изданный в серии «Кобзарсько- лірницька традиція» проекта «Моя Україна-Берви». Презентация компакта «Арт-Велес» состоялась на вечере. А еще, по тонкому наблюдению известного переводчика и товарища Н. Будника Петра Таращука: «Николай был созерцателем... Он умел ценить мгновение...»
Кобзарский цех, как творческое образование, возник в конце 80-х. Но его история более глубокая, касается 50-х годов, когда на Украину вернулся носитель кобзарских традиций Георгий Ткаченко. Его учениками стали Николай Товкайло и Николай Будник. После этого традиция нашла своих последователей и не прерывалась. Со временем число учеников, увлеченных кобзарством выросло и сегодня цех насчитывает около двух десятков активных членов. Среди них Эдуард Драч, Тарас Силенко, Михаил Хай, Константин Чеченя, Вадим-Ярема Шевчук, ведущий вечера Тарас Компаниченко, другие. Современные кобзари имеют несколько авторских компакт-дисков, еще несколько вскоре увидят свет. Братчики занимаются реконструкцией старосветских музыкальных инструментов (в частности, колесная лира, гусли крыловидные, половецкий гудок — ХIII в.), продолжением живых традиций кобзарства, созданием авторских песен и импровизацией. Говорят, что в Европе традиции прерваны, занимаются только реконструкцией, хотя подобная тематика пользуется высоким спросом. Свою основную цель художники видят в демифологизации ситуации, которая существовала в советские времена и сложилась вокруг кобзарства. И все бы хорошо, только очень грустно после таких вечеров.
Выпуск газеты №:
№27, (2002)Section
Тайм-аут