Стальной пастырь
В Сети продолжается прокат драмы «Грейхаунд», посвященного одному из эпизодов «Битвы за Атлантику» времен Второй мировой«Битва за Атлантику» — это, по сути, война за пути снабжения. В 1939-1945 одним из ключевых факторов противостояния гитлеровской агрессии были конвои — большие группы суден, везшие из Америки на европейский театр военных действий оружие, боеприпасы, оборудование, продукты. Без этого победа над нацистским блоком была бы невозможной.
Конечно, Германия и Италия прицельно охотились на конвои. Всего союзники потеряли более 3500 кораблей.
Собственно, новый фильм голливудского режиссера Аарона ШНАЙДЕРА («Оскар» за лучший короткий метр в 2003) «Грейхаунд» по роману Сесила Скотта ФОРЕСТЕРА «Добрый пастырь» посвящен одному из эпизодов «Битвы за Атлантику». В сентябре 2016 стало известно, что двукратный лауреат «Оскара» Том ХЭНКС пишет сценарий об эсминце ВМС во Второй мировой войне и также сыграет в фильме. Премьеру планировали на март 2019, затем перенесли на 8 мая 2020 и наконец «Грейхаунд» вышел на Apple TV +.
«Greyhound» (укр. «Борзая») — это радиокод эсминца USS KEELING, предназначенного для уничтожения субмарин. Эсминцу поручено охранять 37 кораблей союзников — он их главная надежда на выживание. Том Хэнкс играет капитана USS KEELING Эрнеста Краузе, причем для него это первый выход в море со столь ответственной миссией.
Почти весь сюжет — двое суток пребывания в «черной яме» — участке океана, куда не долетает авиация союзников, способная обезвреживать вражеские субмарины. Немцы об этом знают и высылают «волчью стаю» — группу подводных лодок, предназначенных нанести конвою максимальные потери. События разворачиваются преимущественно на капитанском мостике «Грейхаунда»; иногда камера взлетает над битвой, чтобы показать ее с верхнего «ракурса Бога».
Собственно, оператор Шелли ДЖОНСОН и мастера спецэффектов должны считаться полноправными соавторами фильма вместе со Шнайдером. Виды моря, причем в любом режиме — от яростного шторма до солнечного штиля, от глухой ночи до хмурого дня создают впечатляющее пространство действия. Эти визуальные мышцы наращены на простом, но прочном драматургическом скелете, который составляют сценарий и игра Хэнкса. 64-летний актер держится любимого амплуа кризисного менеджера. Его герой каждые 10-15 минут экранного времени сталкивается с новыми опасностями. Времени на рефлексии нет, единственная длительная пауза — это похороны погибших. История развивается с бешеной скоростью, но без превращения в самодостаточное трюкачество, в то, что в Голливуде называют fight porno: хорошо выстроенное напряжение не отменяет драматической глубины, обозначенной лицами второстепенных персонажей, звуковыми акцентами боев, отрывистыми диалогами. У Шнайдера, Хэнкса и Джонсона вышло на редкость динамичное и зрелищное кино с элементами настоящего триллера.
И это — часть тенденции, ведь «Грейхаунд» по качеству и способу выполнения очевидно продолжает ряд фронтовых блокбастеров наподобие «Дюнкерка» Кристофера НОЛАНА (2017) или «1917» Сэма МЕНДЕСА (2019), где чисто кинематографический «аттракцион» и эстетизация изображения сочетаются с трагическими событиями без всякого намека на мелодраматическое упрощение. Похоже, на наших глазах жанр военного кино рождается заново. Эти изменения назревали уже давно. Очень интересно, к каким еще результатам они приведут.
Выпуск газеты №:
№154, (2020)Section
Тайм-аут