Станет ли Украина полярным государством?
Яхта «Купава» взяла старт от маленького, почти незаметного на фоне осеннего пейзажа, днепровского причала Киевского крейсерского яхт-клуба. Команда спешила: на первом днепровском этапе антарктической экспедиции перед выходом в Мировой океан необходимо пройти по четырем днепровским морям и преодолеть шлюзы, которые вот-вот закроются на зиму. Днепровский этап, собственно, стал этапом ходового испытания яхты и ее оборудования.
У капитана яхты Бондаря Ю.В. 40-летний стаж яхтсмена и опыт плавания в морях и океанах. Два других члена команды, Зубенко и Деймонтович, также яхтсмены с десятилетним стажем плавания в морях и океанах. В антарктической экспедиции на борту яхты также принимают участие кинорежиссер Михаил Ильенко — известный украинский кинорежиссер.
Уникальная антарктическая экспедиция «Купавы» организована по инициативе Киевского крейсерского яхт-клуба и Всеукраинской общественной организации «Полярная академия Украины» и при поддержке Государственной экологической академии последипломного образования и управления.
Традиционно Украина в историческом прошлом, включая и советские времена, по масштабам участия ее граждан в полярных науках и полярных экспедициях была полярным государством. На полярных картах вычеканена не одна известная украинская фамилия: Брусилов, Седов, Омельченко, автор Гимна Украины — Чубинский. Во всех советских полярных экспедициях в Арктику и Антарктику работали украинские ученые-полярники. Из украинских портов стартовали мощные китобойные флотилии «Слава» и «Радянська Україна». Знаменитые антарктические вездеходы «Харківчанки» и легендарные полярные самолеты начинали свою жизнь в Украине. Сегодня эти исторические достижения должны быть гордостью Украины.
Антарктида манит и гипнотизирует. Поэтому и сегодня дух пассионариев открывает самобытные пути к далекой Антарктиде. Не скрывают свои амбициозные намерения относительно шестого континента и целые государства.
Международное признание более чем 160-ю странами мира Международной конвенции по морскому праву 1982 года вызвало новый качественный всплеск исследования и намерений использования не только Мирового океана, но и гигантских территорий Полярных регионов — Арктики и Антарктики.
Очередной геокосмический цикл потепления меняет геостратегическую динамику полярных регионов и учитывается в планах геостратегических изменений на Планете, может содействовать открытию новых торговых маршрутов, закреплению новых интересов государств в полярных регионах. Главный стимул — возможность улучшения доступа к живым и минеральным ресурсам Арктики и Антарктики. Динамичные климатические изменения в Арктике стимулируют стремление транспортных и ресурсодобывающих компаний получить доступ к богатствам континентального шельфа арктических морей и к северным морским путям.
Современные биотехнологии уже способны осуществить революцию в арктических и антарктических морях. Также реальным является создание организмов, адаптированных для условий полярных морей. Например, одна самка кита или антарктического тюленя, пройдя биотехнологические процедуры, сможет рожать в год десятки морских «телят». Поэтому ведущие антарктические государства, руководствуясь нормами и положениями Международной конвенции по морскому праву 1982 года, заявляют в ООН свои права на антарктический шельф и его акватории, учитывая при этом то, что одним из главных признаков формирования нового международного режима в Мировом океане является переход к прибрежным и вокругостровным марикультурным технологиям, в частности, к разведению промысловых видов рыб. Антарктические моря с такой точки зрения являются наиболее перспективными биотехнологическими полигонами для масштабного продуцирования живых антарктических ресурсов.
Поэтому на довольно длительное будущее главными арктическими и антарктическими мотивами полярной деятельности государств остаются территориальные и ресурсные мотивы. Для их реализации применяются все средства — навигация в полярных морях, авиационная и морская логистика, аэрокосмические методы, геологические и геофизические методы разведки минеральных ресурсов, интенсивные широкомасштабные биологические исследования и т. п. При этом самым главным компонентом является научно-информационная и технологическая деятельность на перспективу. Эффективный контроль полярных территорий заменяется эффективным экологическим контролем полярных геосфер, обусловленный глобалистскими доктринами. Конечно, новые масштабные биотехнологии будут реализовываться в рамках международного сотрудничества на основах международного полярного права. Так, одним из международных биотехнологических полигонов может стать Архипелаг Шпицберген, который расположен в районе арктической рыбной житницы — Баренцевого моря.
На сегодня 46 государств мира присоединились к Парижскому договору 1920 года о Шпицбергене. Среди них Украины, к сожалению, нет. Имея свои исторические, географические и экономические арктические векторы, Украина не принимает участия в очень актуальных арктических международных программах. В то же время в Арктике реально на практике осуществляется и отшлифовывается самая разнообразная деятельность государств — научная, промышленная, экологическая, военная и геополитическая. Международное полярное право развивается и совершенствуется. В Арктике формируется новый международный порядок.
Известно, что и в Арктике, и в Антарктике активизировали деятельность одни и те же ведущие государства мира. Это стимулировало бурное развитие биполярных проектов во время проведения Третьего Полярного года в 1987—1988 гг.
Самой главной целью Системы Антарктического договора на сегодняшний день и на будущее является сохранение экологического равновесия в антарктических экосистемах. Поэтому новые нормы международного арктического и антарктического права разрабатываются, исходя из мощных экологических концепций.
На туристических и логистичных антарктических судах уже запрещено использование тяжелого горючего. На очереди, как свидетельствуют последние совещания КСДА, запрещение в Антарктике загрязняющих энергоисточников. Поэтому ныне происходит энергетическое перевооружение антарктических станций.
Как известно, в 1960 году США установили на своей антарктической станции «Мак Мердо» экспериментальный 1,8— мегаваттный pressurized-water реактор Nukey Poo. Производство энергии началось в июле 1962 года и продолжалось четыре года — это был своеобразный рекорд. Хотя в течение всего периода его эксплуатации часто возникали очень серьезные проблемы, а эксперимент назвали очень дорогой ошибкой, однако это был очень весомый и важный опыт использования ядерной энергии в Антарктиде и опыт длительной эксплуатации ядерного реактора в условиях Антарктиды.
Стоит отметить, что по Антарктическому договору запрещены какие-либо испытания ядерных взрывов и складирование ядерных отходов в Антарктиде, но не запрещено использование ядерной энергии в Антарктиде.
В ближайшем будущем на очереди — создание принципиально новых невзрывных и экологически безопасных ядерных реакторов, так называемых реакторов Феоктистова. Они могут вызвать технологический переворот во многих отраслях промышленности и науки. Благодаря своей абсолютной экологической безопасности и чистоте такие реакторы можно будет использовать в Антарктиде и Арктике. На их базе уже разрабатываются новые технологии и технические средства для прямой контактной разведки глубинных недр земли и промышленной добычи минеральных ресурсов без шахт и карьеров.
Четвертая НТР создала новый объект собственности — не землю, не заводы с их оборудованием, а информацию. Все предыдущие НТР сопровождались жесткими вооруженными конфликтами. Нынче эпоха информационных войн. При этом одной из наиболее острых проблем на Планете стала проблема влияния ученых на политические решения в отношении полярных регионов.
На сегодняшний день уже определяются научные и политические критерии, по которым можно оценить реальный уровень арктического, антарктического или биполярного статуса того или иного государства.
Ныне в Арктике, кроме приарктических государств, уже официально действуют 12 неприарктических государств мира, новые международные правительственные и неправительственные организации и новые консолидированные силы Евросоюза с собственными концепциями освоения полярных регионов. В Арктике продолжается наращивание военного потенциала НАТО и России. Деятельность государств в Арктике и Антарктике является важным рабочим инструментом, при помощи которого сегодня реализуются их внешнеполитические интересы и реально отрабатываются многочисленные аспекты полярной деятельности — геополитика, международное экологическое право, делимитация границ, международное морское право, международное полярное право, добыча живых и минеральных ресурсов, военная деятельность в Арктике, новейшие экологически безопасные технологии разведки и добычи нефти и газа, восстановление антарктического китобойного промысла.
Динамику нынешней эпохи в исследованиях и освоении полярных регионов Планеты интенсивно стимулируют знаковые события в ходе международной полярной деятельности: создание принципиально новых университетских программ по международному полярному праву — Третий Международный полярный год, формирование нового международно-правового порядка в Арктике на рубеже 2012 года.
Несмотря на антарктический опыт, Украина остается государством с не определенными официально политическими, экономическими и научными интересами и приоритетами в полярных регионах. В Украине отсутствует государственный научно обоснованный документ, который должен определять основы официальной государственной политики Украины в Антарктике и Арктике. Реально Государственная программа научной деятельности Украины в Антарктике является набором «свободных» научных тем, иногда без антарктического содержания. Результаты такой научной деятельности не способны наполнить политические и дипломатические пакеты базовыми данными для полноценного участия Украины в новом выстраивании международных дипломатических «маневров» в Арктике и Антарктике.
Наше государство не имеет официальной государственной доктрины в сфере национальной антарктической деятельности, разработанной на основе фундаментальной философии полярной деятельности, в основе которой — жизнь человека, государства и всей Планеты. Антарктическая деятельность в Украине не направляется на решение политических, экономических, технологических, энергетических и других проблем национального престижа и не ориентируется на освоение уникальных сред антарктических геосфер и их свойств для их технологического, экономического и геополитического использования с целью обеспечения международного авторитета Украины и ее национальной безопасности, следовательно, и не отвечает новым вызовам времени. В новой концепции антарктической программы Украины на 2011—2020 гг. должны быть заложены принципы организационной реструктуризации и технологической коммерциализации антарктической деятельности с целью создания условий для международной реализации новых технологий, использования личного опыта полярников, и налаживания сотрудничества с международными и национальными государственными и частными финансовыми и другими структурами. Несмотря на неопределенность государственных полярных интересов и приоритетов Украины в концепции должны быть учтены фундаментальные государственные документы, в частности, Морская доктрина Украины, Программа Украины по освоению Мирового океана, Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года и другие.
Уже очевидной является необходимость положить начало деятельности Украины в Арктике. Ведь Украина испытывает прямые экологические, метеоклиматические и экономические влияния арктических процессов вследствие ее географического расположения. Для усиления своего полярного статуса Украина на основах международного полярного права должна присоединиться к важным международным договорам и приобщиться к работе во влиятельных международных правительственных и неправительственных арктических организациях, стать наконец новым арктическим государством-субъектом. Эффективное участие Украины в геополитических, экологических и промышленных проектах может осуществляться только путем правильного выбора стратегических партнеров, применения «асимметричных» недорогих и быстродействующих научных технологий для изучения минеральных и живых ресурсов, глобальных и опасных полярных процессов.
Сегодня цена полярных вопросов самая высокая за всю историю полярных исследований. Полярные государства интенсивно закрепляют свои исторические территориальные права первооткрывателей, права на первенство экспедиций и других акций, географически привязывают свои научные вклады в антарктические и арктические территории. Украинская же антарктическая деятельность имеет ограниченный характер исключительно в районе собственной станции.
Для полноценной реализации своей антарктической и арктической деятельности необходимо создать специальное научное заведение наподобие «Украинского института экологических проблем Арктики и Антарктики».
Создание такого института со специальным статусом будет содействовать совершенствованию механизмов государственного регулирования в сфере антарктической и арктической деятельности в Украине, развивать до уровня международного внедрения своих новейших технологий в полярных регионах и сохранит высококвалифицированный потенциал кадров.
Первой наработкой в деятельности института должен быть официальный научно обоснованный программный документ «Национальные интересы и полярные исследования Украины. Основания для практической деятельности».
На сегодняшний день всесторонняя деятельность государств мира в Арктике и Антарктике обрела глобальное, общечеловеческое значение. Антропогенные нагрузки в Арктике могут привести к необратимым экологическим и климатическим процессам. Как следствие —полярная деятельность государств имеет и геополитическое значение. Центральной проблемой и условием мировой деятельности в полярных регионах Планеты является глобальная экологическая безопасность. Экологические проблемы решаются многопрофильным образом — это экологический мониторинг, международное экологическое право, экологически безопасные технологии, международные соглашения и действия на случай ликвидации последствий экологических катастроф и многое другое.
Ныне Украина имеет историческую возможность на основах международного полярного права приобщиться к международной деятельности в Арктическом регионе, к участию в работе влиятельных международных правительственных и неправительственных арктических организаций и стать новым арктическим государством-субъектом.
Владимир ВАЩЕНКО, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой устойчивого развития, изменений климата и внедрения чистых технологий Государственной экологической Академии последипломного образования и управления, участник и руководитель украинских и международных арктических и антарктических экспедиций
Выпуск газеты №:
№217, (1996)Section
Тайм-аут