Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Таких эмоциональных работ я еще не видел»

Выдающийся мастер живописи Петр Шолтес «эксклюзивно» осмотрел Фотовыставку «День»-2014 в Ужгороде еще до ее открытия
14 мая, 10:56

Петр — ужгородец в нескольких поколениях. Здесь родились его родители, здесь появился на свет он сам, его сын и внуки. Здесь он впервые влюбился и взял в руки кисть, здесь познакомился со своей музой и берегиней семьи и его таланта — Гобикой. Не потому ли именно Ужгород — на многих его полотнах. Он рисует те места, где босиком бегал в детстве, улочки, по которым ходил в школу, где встречался с друзьями. А еще — он хочет сохранить дух и лицо давнего элегантного Ужгорода, еще не испоганенного современными псевдоархитектурными решениями. С мэтром мы встретились в выставочном зале Закарпатского художественного музея им. Й.Бокшая, где как раз завершалось монтирование Фотовыставки «День»-2014.

— Знаю, что вы переживаете все то, что сейчас творится в Украине. Ваша работа «Героям Слава» является примером того, что вы не были в стороне от кровавых событий и на Майдане, и на востоке Украины...

— С этим встаем, с этим и ложимся спать. Следили за событиями тогда на Майдане в Киеве, сейчас — в зоне АТО. Возможно, потому и сердце болит, потому что не можем смотреть на все, что творится сейчас, без слез. А относительно картины, очевидно, это — воля Божья. Перед выставкой ко дню художника я задумался: что же нарисовать? И мне показалось, что рисовать что-то нейтральное — это грех. Кстати, у меня есть замысел: создать серию портретов этих ребят-героев.

Сколько было художников на Майдане, среди них и закарпатец. Я аж завидовал — ты пузатый сидишь на диване, не идешь на Майдан. Не могу понять, почему до сих пор никого не наказали — столько людей убито, и никто за это не ответил. А сейчас наши ребята стоят в поле в холод и жару и идут на смерть за Украину...

— Вы — венгр. Почему же так переживаете за Украину?

— Я — гражданин Украины и, несмотря на то, что я венгр, — я никогда бы не покинул Украину. Брат, который живет в Испании, звал меня туда. Великие художники — Бокшай, Эрдели, Семан — могли бы жить, где захотели бы, но они жили, творили и стали известными именно на своей родной земле. Я убежден, что без любви и патриотизма к своему, родному, нельзя стать настоящим художником.

У меня учителей много, но, в первую очередь, я благодарен Карлу Балли, директору художественного училища. Я не мог не стать художником, потому что жил в этаком треугольнике корифеев-художников. Я ежедневно видел Манайло, Бокшая, Глюка, потому что жил неподалеку от них. Поблизости проживали и Шандор Петки и Антон Кашшай. А когда я учился в школе, то сидел за одной партой с дочкой Ф.Манайло — Катей. Она была самой красивой девушкой не только в школе, но и в Ужгороде. Она мне часто говорила: зайди в мастерскую к старику. А я с таким трепетом смотрел на этих людей и боялся к ним даже приблизиться.


«ОСЕНЬ В СТАРОМ ГОРОДЕ» / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ПЕТРОМ ШОЛТЕСОМ

— Искусствовед Михаил Сирохман окрестил вас «последним романтиком Ужгорода».

— Я очень люблю рисовать старый город, потому что здесь вырос. Люблю эти улочки, люблю ходить по Замковой лестнице. Там — фантастическая аура. По-видимому, нет такого закоулка, где бы я не побывал и не нарисовал бы его. Бог дал мне умение найти цвет, композицию, но самое главное для художника — иметь душу и сердце, тогда и работы будут позитивными.

— Самые яркие воспоминания...

— Я рисую уже более 50 лет. Начинал рисовать еще в школе, потом в армии. Было и такое, что приходилось заниматься оформлением, рекламой. И я очень благодарен семье Гобики за то, что увидел совсем другую жизнь в селе Ильница. Семья Симканич жила под горой, здесь не было заборов, а отец Гобики - Андрей, как Мичурин, выращивал деревья, цветы, даже черные розы. В них тихо говорили - семья учителей. Бывало, выпили по штемплику сливянки, а потом: «Петенька, все, теперь работать». Шучу, что я женился на Гобике, потому что у нее дома гнали замечательную сливянку.

Когда приезжали в село, это для меня было настоящим праздником. Мне не хотелось оттуда уезжать. Сестра Гобики с мужем возвращались в город, а я им говорю: да куда вы едете, здесь так хорошо. А они: да ведь у нас работа, а ты свободный художник. Я никогда не работал в каком-то учреждении. Признаюсь честно, не хотел работать на советских.

Помню, как я удивлялся, когда впервые попал в Ильницу. Я рисовал кур, лестницу, сено, а соседские дети сходились, как на какое-то шоу, чтобы воочию увидеть, как варошский бородач рисует.

— Помните свою первую картину?

— Помню, она, точнее ее фото, у меня дома. Я вернулся из армии (1968 год) после училища. Думаю, не буду сидеть у родителей на шее, пойду где-то работать. А тут встретил племянника Эрдели, тот и предложил пойти рисовать на природу. Поэтому поехали в Жорнаву, вскарабкались на гору. Я рисовал тогда пастелью. Посмотрел сверху - это же готовая картина - старые деревянные домики, снег, синие горы. Я начал рисовать, будто уже сто лет рисую. Ребята говорят - это лучшая картина. После того начал уже сам ходить. Утром еще темно, а я на электричку: беру картон (потому что на холст не имел еще денег). Все окружающие села обходил - Жорнава, Дубрыничи, Кострино, Соль - все церкви перерисовал.

— Как сейчас живется художнику?

— Тяжело. Ведь сейчас всем трудно в этом хаосе. Но материальное для меня не главное. Бог мне дает, что всегда кто-то купит у меня работу, и на жизнь хватает. А вообще мне легко, потому что искусство рисования - это не работа. Меня порой спрашивают: чем занимаешься? Я говорю: я не работаю, я получаю удовольствие. Работать - это копать, строить и т.д., а я всю жизнь живу в свое удовольствие.

— Вы частый гость художественного музея.

— Да, когда я не на пленэре, а дома, то прихожу сюда  чуть ли не еженедельно посмотреть, что есть здесь новенького. В этот раз мне посчастливилось осмотреть фотовыставку «Дня» еще за день до ее официального открытия. Скажу откровенно — таких эмоциональных работ я еще не видел. Это — настоящее общественное и культурно-художественное событие в жизни Ужгорода, да и всего Закарпатья. Читал в печати, что ее экспонирование в этом году в Одессе, Черкассах, Полтаве, Луцке и соседнем Львове произвело на ее посетителей незаурядное впечатление. Но читать о выставке и видеть ее «вживую» — слишком большая разница и я хочу выразить глубокую благодарность всем, кто приобщился к тому, чтобы и закарпатцы имели возможность видеть эти не просто высокопрофессиональные, но и очень экспрессивные фотошедевры. Возможно, и потому, что ее нынешняя тематика очень близкая для меня, перекликается с моим творчеством.

Я убежден, что ее должны посмотреть как можно большее количество украинцев во всех регионах нашей страны. Лично я буду рекомендовать всем моим коллегам, друзьям и знакомым обязательно найти время и осмотреть эту выставку. Очень хорошо, что в наше цинично-меркантильное время есть людьми и целые коллективы, которые не дают усыпить совесть народа. И их усилия должны быть должным образом оценены обществом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать