Перейти к основному содержанию

Театр времен Резниковича

05 сентября, 00:00

— Ну что, снова пойдем в «Каммершпиле» на хмурого «Короля Лира»?

— Нет, — ответил я, — сегодня направимся на светлый, веселый спектакль Киевского театра имени Леси Украинки «Школа скандала» Р. Шеридана.

— Но мы с тобой не в Киеве, а в Мюнхене, — усмехнулся Петер.

— А киевляне сейчас здесь на гастролях в «Кувиллье-театре», и Шеридан у них очень интересный.

И мы пошли на «Школу скандала», поставленную главным режиссером Михаилом Резниковичем с блистательной Татьяной Назаровой в главной роли — леди Тизл.

Прекрасный, наполненный душевной теплотой, изящный спектакль пролетел, словно незабываемое мгновение. И горячо поаплодировав актерам, мы вышли на ярко освещенный Мариенплац. Молчаливый и всегда задумчивый П. Штайн, прославившийся в мире первоклассными постановками пьес А. Чехова и понимающий русский язык, неожиданно сказал:

— Как точно, легко и умно они сыграли Шеридана. В Европе ключ к нему давно потерян. А как хороша актриса, какой темперамент, какая правда эмоций и виртуозная сценическая техника. Режиссер же не только четко и весьма интересно построил спектакль, но и помог артистам раскрыть все свои возможности. Он — настоящий профессионал, романтик и философ.

Это высказывание, прозвучавшее более трех лет тому назад, я многократно вспоминал совсем недавно, с большим интересом читая три книги этого талантливого режиссера «Театр времен», вышедшие в издательстве «Альтерпресс» к 75-летию Киевского национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки.

Кому же адресованы эти сочинения? Автор отвечает на этот вопрос уже на первой странице — самым дорогим для него людям: тем, кто любит театр. Потому что театр — весь смысл его жизни. Режиссер неспешно рассказывает о напряженной внутренней жизни театрального коллектива, которая всегда драматична, конфликтна, хотя со стороны кажется легкой и безоблачной; о самоотверженном труде артиста в кругу его коллег, о вечных истинах, о которых порой забывают актеры и режиссеры в повседневной сутолоке театральных будней.

С острой болью он пишет о равнодушии, которое растлевает душу, оборачивается горьким разочарованием, особенно для молодых, которые приходят в театр как в Храм с надеждой на то, что в святых театральных стенах обитают только высокие мысли и чистые, искренние чувства. Автор откровенно и доверительно говорит о наболевшем, размышляет о том, что необходимо для того, чтобы атмосфера внутритеатральной жизни была лишена цинизма и дышала свежим воздухом подлинного творчества, которое объединяет артистов разных поколений и характеров и ведет всех к единой цели — созданию художественно совершенного спектакля.

И любителям театра, и профессионалам будет весьма интересно прочитать множество неожиданного о «действующих лицах» первой книги: артисте — «душе театра, его Боге, его кумире, его создателе», о режиссере — «фигуре и трагической, и смешной», а также о критиках, «об их поверхностности, некомпетентности, субъективизме, о том, какой вред приносит театру деление на любимчиков и отверженных, о сознательной травле по заказу (такое тоже бывало), когда рецензия на спектакль превращалась в идеологический донос».

Читаешь книги, и с их страниц как бы встает образ автора — высокого профессионала и тонкого аналитика, человека глубоко нелицеприятного, не склонявшего головы перед авторитетами и начальством, о чем красноречиво свидетельствуют его размышления в разделе «Театр и власть» во второй книге «Театр времен. Жизнь театра»; человека закрытого, но не замкнутого, надежно защищенного редкой выдержкой, незыблемыми нравственными принципами, светлым юмором и настоящим мужеством, ибо любимое дело и дорогой сердцу театральный коллектив, за судьбы которого он отвечает, постоянно требует мужества, внутренней собранности и бесстрашия. Именно эти черты являются слагаемыми не только характера, но и режиссерского таланта М. Резниковича.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать