Театральные «трофеи» Валерия Гайдабуры

Валерий Михайлович около трех десятилетий заведовал литературной частью Запорожского драматического театра им. Щорса. А у франковцев уже десять лет является заместителем генерального директора по творческим вопросам. У Гайдабуры огромный фотографический архив, который формировался в течение всей жизни.
— От театрального спектакля, который погрузился в далекое прошлое, «видеомир» оставляет фотография, — рассказывает Валерий Михайлович. — Она — сокровище для историка театра. Ее поиск — одна из проблем профессии. Для меня самое увлекательное — творческое расследование, часто похожее на «детектив»: встречи, переписка с художниками, их исповеди, игра памяти... Подобные контакты довольно часто приносят ценные «трофеи»: записи, мемуары, дневники, фотографии, эскизы, рецензии. Они становятся документальным и чувственным фундаментом научных размышлений для написания книг или экспонатами выставок.
На стендах представлены фрагменты, которые отражают ход украинской театральной истории. Выставка мемориальная. Ее герои — художники, большинство которых уже ушло из жизни. Здесь представлено около трехсот фотографий, программок, афиш, рисунков. Есть уникальные вещи. Например, дореволюционный договор, которой антрепренер составлял с актерами. Или раритет из Театра Соловцова — распорядок репетиций. В моем архиве собрался немалый материал по дореволюционному периоду. Думаю, что заинтересуют зрителей ценные исторические фотографии: Марии Заньковецкой (снималось больше ста лет назад), Николая Садовского в роли Городничего в спектакле «Ревизор». Или украшение дореволюционной сцены — актеры: Любовь Линицкая, Анна Борисоглибская, Иван Марьяненко, Юлия Шостакивская. Какое высокое качество этих фотографий, выражение лиц, поз, костюмов. Когда смотришь на такие раритеты, то постепенно начинаешь учиться читать фотографии. Они дают возможность не только заглянуть в прошлое, но и почувствовать характер эпохи, самого актера или персонажа, которого он играл.
Больше всего экспонатов по франковцам. С 20-х по 90-е годы. Абсолютно неизвестный, даже для театроведов, Амвросий Бучма — в каких- то чеховских очках, с зализанной прической, словно герой немого кино. Немало материалов я нашел на антикварном рынке в Дарнице (один из районов Киева. — Т. П. ). Карточка Ольги Горской была мне подарена дочерью Левка Билоцеркивского, который был другом Гната Юры, автор книги «Записки суфлера». Сейчас в наших театрах, как правило, главную роль играет один актер. А раньше, в 30-е, все премьеры обязательно имели дублеров. Например, у Натальи Ужвий — Галина Николенко. Это мама актера Русской драмы им. Л. Украинки Олега Комарова. На выставке она представлена в роли Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Николенко — прекрасная актриса, но такая уже ее судьба — все время находилась в тени примы Ужвий. Или такой факт. В спектакле «Без вины виноватые» роль Кручининой блестяще играла Наталья Михайловна, а Полине Мусиевне Нятко приходилось выполнять эту роль не на франковской сцене, а только на выездных спектаклях. Ужвий была очень сильной женщиной и вместе с тем имела кроткий нрав. Она действительно была великой актрисой высокой культуры, примадонной, но «звездной болезнью» никогда не болела. Ее звездность поддерживала власть, тогдашний строй. Она прошла школу знаменитого Леся Курбаса. Мы знаем, как ломались судьбы тогдашней советской системой. Сегодня ей вспоминают подписанное письмо, осуждающее театр «Березіль». Кто знает, может, тот шаг сохранил жизнь самой актрисе и она не повторила страшную судьбу — смерть в лагере на Соловках Курбаса. К сожалению, с открытым «забралом» выступить в защиту Леся Степановича не могла даже его жена, ведущая актриса «Березоля» Валентина Чистякова. Сохранилось немало писем между Ужвий и Чистяковой. Их объединяла боль, они дружили всю жизнь. А это многое, о чем говорит.
«Вторым номером» Бучмы в «Украденном счастье» был Иван Беневельский. Целый год я вел телефонные разговоры с его дочерью, чтобы ознакомиться с архивом Беневельского, найти фотоматериалы актера в «бучминских» ролях. Все театралы 40-х восторгались прекрасным трио: Ужвий — Бучма — Добровольский. Но был это один состав и прекрасный ансамбль, когда Гурмана играл Добровольский, Анну (Екатерина Осмяловская), а Николая — Иван Беневельский. Как вспоминают те, кто видел Добровольского и Осмяловскую, то особенно сильными, в психологическом плане, были сцены любви героев. Актеры были искренними, это не поддельные чувства. Они в жизни очень благосклонно относились друг к другу, работали на одной эмоциональной волне.
На стенде «Франковцы в эвакуации» представлены рисунки Леся Липкивского, актера, потом заведующего труппой театра, мужа Екатерины Осмяловской. Здесь можно увидеть в каких теплушках ехали актеры в Семипалатинск. Представить их жизнь в Ташкенте. Кстати, сын Липкивского, Константин написал книгу о своем роде, в котором, кроме актеров, были и священники. Отец Леся был Митрополитом Украинской автокефальной церкви, который погиб в середине 30-х годов.
Кстати, я сам увлекся коллекционированием где-то в восьмом классе. Сначала собирал карточки актеров. Мог часами рассматривать их лица, одежду, прически, грим. Когда стал взрослым, то это мне пригодилось в дальнейшей работе. На выставке большое количество материалов посвящено корифеям франковской и заньковецкой сцены. Не секрет, что долгие годы между киевлянами и львовянами было творческое соперничество за право называться первым украинским театром. Только когда коллектив франковцев возглавил Сергей Данченко, поставил легендарные спектакли: «Украденное счастье», «Визит старой дамы», «Энеида», «Тевье-Тевель», которые до сих пор являются украшением репертуара, лидером стали киевляне. Довольно интересными являются стенды о Запорожском театре им. Щорса и Полтавский театр им. Гоголя.
Выставка Гайдабуры — это цитаты из театральной истории. Она продолжается новыми спектаклями, новыми фамилиями режиссеров и актеров, т.е. о тех, кто сегодня каждый вечер выходит на сцену, и поэтому она продолжается. Сейчас Валерий Михайлович работает над книгой «Театр рассеянный по свету», которая будет своеобразным продолжением его монографии «Театр спрятанный в архивах», которая впервые рассказала о сценическом искусстве в Украине периода немецко-фашистской оккупации.
Выпуск газеты №:
№207, (2002)Section
Тайм-аут