Тепло живого стекла
В селе Новый Яр на Львовщине прошел Международный симпозиум стеклодувов
Мероприятие уже в восьмой раз проходит под патронатом Национальной академии искусств Украины, а в этом году симпозиум традиционно организовала Львовская национальная академия искусств и впервые — компания «Галицкое стекло».
Как рассказал «Дню» председатель оргкомитета профессор Андрей Бокотей, на протяжении недели на стеклоплавильных печах будут работать известные художники-стекольщики из Австралии, Австрии, Великобритании, Эстонии, Китая, Литвы, Латвии, Люксембурга, Польши, России, США, Турции, Венгрии, Франции и Чехии. Причем некоторых из них так заинтересовало сотрудничество с львовскими художниками, что они приезжали на симпозиумы уже несколько раз подряд. В частности, англичанин Мэтью Дюран. «Я у вас уже в четвертый раз, — рассказал гость из Лондона. — На это есть много причин — мне здесь нравятся и люди, и атмосфера в целом. Кроме того, привлекает украинская культура, которая очень отличается от британской. Я дома работаю в разных техниках, но гутное стекло — это волшебный материал, который имеет собственную жизнь. И я пытаюсь уловить в нем свет».
Ветераном львовских симпозиумов можно считать и гостя из Паневежиса (Литва) Ремигиюса Криукаса, который тоже посетил львовских стекольщиков в четвертый раз. «Мне трудно кратко объяснить, чем привлекают эти мероприятия. Наверное, тем, что здесь такая же теплая, как стекло, с которым работаем, атмосфера. Я это почувствовал уже в первый раз, когда попал к вам. И дома, где имею студию, специализируюсь на гутном стекле, поэтому знаю, как трудно с ним работать. Поэтому художник и чувствует невероятную радость, когда получается прекрасное произведение».
Напомним, что гутное стекло — это изделия, изготовленные из стекла непосредственно около стекловарной печи мастером вручную, в горячем состоянии по специальной технологии. Исторические корни стекловарения — III-IV вв. нашей эры. На территории Украины найдено немало гутных печей времен Киевской Руси. Монгольское нашествие остановило развитие ремесла. Возродилось оно уже в XIV веке. «Стекло имеет свои преимущества и предостережения, — рассказывает Андрей Бокотей. — Это блиц-работа! Например, живописец не ограничен во времени, когда создает полотно. А стекло, если его за полчаса не сделаешь, можно разбивать молотком. Поэтому и нужно быстро думать. И обязательно — импровизировать. Художник, который работает со стеклом, должен не просто в совершенстве владеть технологией, но и иметь уникальное виденье мира, не быть похожим на других. У него должна быть мощная энергетика. У сильного человека, сильного художника произведение всегда проговаривает к людям».
Кстати, параллельно с большим международным симпозиумом традиционно проходит и студенческий — во Львове, на базе производственных мастерских кафедры художественного стекла Львовской национальной академии искусств, где есть две печи, около которых студенты-львовяне будут иметь возможность поделиться идеями и обменяться опытом с молодыми коллегами, — в этом году из Латвии, Турции, России и Китая.
По условиям международного мероприятия, каждый из художников, которые принимают участие в этом художественном проекте, одну из выполненных творческих работ подарит Львову — для пополнения фондов Музея стекла, коллекция которого насчитывает уже более 300 уникальных экспонатов. Важно, что рядом с произведениями известных в мире стекольщиков в выставочных залах будут экспонироваться и работы молодых художников.
В программе симпозиума прошел пленер живописи и графики. Полотна выставлены в экспозиционных залах рядом с объемно пространственными композициями из стекла — экспозиция открылась во Львове 11 октября в Национальном музее им. Андрея Шептицкого.
Выпуск газеты №:
№185, (2010)Section
Тайм-аут