Перейти к основному содержанию

Традиции, которые мы утрачиваем

25 января, 00:00
«Мы — украинцы. Это — наши традиции». Этими словами заканчивается довольно симпатичная рождественская реклама одного политического блока. В ней все так идиллически-красиво: деревянная хата, хозяин с хозяйкой и их детками, колядовщики поют красивые колядки, все беззаботные и радостные, как и положено к празднику (просто таки украинская идиллия). А в конце лозунг — «... это — наши традиции».

Красивая реклама, красивые слова. То, что мы украинцы, не сомневается никто (какие не какие, а все же украинцы). А вот что касается традиций... Они, конечно же, наши, но традиции тем ценны, что их соблюдают из года в год, берегут, передают из поколения в поколение. Они — связь сегодняшнего дня как с прошлым, так и с будущим. А как мы следуем традициям сегодня, в частности на рождественские праздники? Много ли семей в сочельник сядут за стол из двенадцати блюд? У многих ли будет стоять на «покутье» дедух? Многие ли будут петь колядки? Только единицы. Здесь, конечно, можно оправдываться, мол, нас этому не учили. Да, не учили. Но ведь есть наши дети — научите их! Им жить в будущем и именно им хранить традиции. Вот только кто будет учить? Родители? Их бы кто научил. Остается школа. Но как раз она обнаружила в этой ситуации свою беспомощность и некомпетентность. Ведь не секрет, что уроки народоведения проводят учителя по совместительству, ибо нужных специалистов нигде не готовят. Поэтому учитель и сам нередко не осознает значения того духовного пласта, который пытается поднять. Для него самого старые традиции, праздники — осколки прошлого, то, что отжило свое. Поэтому и дети воспринимают их как бы через призму музейного стекла, не видят себя в них. В результате эти традиции никогда так и не станут атрибутами их повседневной жизни. Вместо этого распространяется псевдообрядовый суррогат. Когда послушаешь, как обыкновенные дети (не из фольклорных художественных коллективов) сегодня колядуют и щедруют, волосы встают дыбом.

Как известно, колядки и щедровки — это магически-величальные песни, известные еще с дохристианских времен. В них наши предки заложили приобретенные веками знания, необходимые для соблюдения гармонии между человеком и природой. В колядках и щедровках они объединялись с Космосом и в то же время щедрыми красками народной поэзии рисовали хозяину счастье и достаток — щедрый урожай, плодовитость скота и тому подобное.

Однако послушайте, о чем же колядуют и щедруют сегодня? Как-то зашли в дом дети и начали не совсем разборчивой скороговоркой по очереди приговаривать:

Коляд, коляд, колядниця,

Добра з медом паляниця,

А без меда не така —

Давай, дядьку, п'ятака.

А п'ятак не важний —

Давай руб бумажний.

А один мальчик прямо с порога начал: «Колядка, колядка, біжу без оглядки по морозу, по вітру — давайте півлітру». Я даже оторопел. «Так наливать?» — спрашиваю. «Да нет, это же только колядка такая», — смутился мальчик. Боже милостивый! Кто же это научил его такой «колядке», «настоящей жемчужине» народного творчества!?

Другие колядовщики, немалые уже ребята, доказывали, что их «отец послал, чтобы денег достал, а мать сказала, чтобы дали еще сала». А от одного засевальщика услышал такое: «Сію, сію, посіваю, на машину собираю».

Вот это да! Складывается впечатление, что для наших детей колядки и щедровки — только средство получить дармовые деньги. Правда, в старину колядовщиков и щедровальщиков также награждали — угощали пирожками, конфетами и другими лакомствами или деньгами наделяли за то, что они поздравляли хозяев, желали им счастья, здоровья, успехов в труде, мира и покоя в семье.

Наши предки хорошо знали магическую силу Слова, сказанного с верой и в определенное время, поэтому и подбирали к колядкам, щедровкам слова величественные, поэтические, которые способны были переносить мысль хозяев, как писал Иван Франко, «в какой-то мир, близкий и родной им, но совсем отличный от того, среди которого проходит их нищая, хлопотная жизнь».

Важное значение придавалось деталям обрядов. Скажем, зерно для засевания должно быть самым отборным, чтобы в действительности из него росла рожь, пшеница и «всяка пашниця». Ныне же засевальщики нередко и крупами пользуются. То есть, засевают мертвым зерном. Не засеваем ли таким образом ссоры, болезни и другие несчастья? Народоведы утверждают, что именно так и происходит.

Жаль, господа, но «имеем то, что имеем». На наших глазах вырождаются тысячелетние традиции. И если так будет дальше, то, наверное, никто не даст гарантию того, что лет так через сто на Рождество мы сможем с уверенностью сказать: «Мы —украинцы. Это — наши тысячелетние традиции!»

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать