Перейти к основному содержанию

«Традиции старосветского Китая»

В Музее Ханенко открылась выставка изобразительного искусства XVIII—XX веков
22 июля, 10:35
НЫНЕШНЯЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПОСВЯЩЕНА ЖАНРУ «ЖЕНЬ» (ЧЕЛОВЕК). НА ФОТО: СВИТОК «БУДЕМ ВМЕСТЕ ДРУЖНО ЖИТЬ» ШУ БУМЕЙ, 1940 г.

В экспозиции представлено 350 свитков, которые французский дипломат Андре Стефан и украинский художник, график, меценат Таисия Павловна Жаспар на протяжении 1928—1948 годов собирали в Шанхае, а затем  передали музею, и в настоящее время  составляют уникальную коллекцию китайской живописи XVIII—XX веков. Из-за небольшого помещения музей может выставить только небольшое количество произведений.

Нынешняя экспозиция из 21 свитка посвящена жанру «жень» (человек), что в понимании европейцев сочетает портретную и жанровую живопись. Дополняет ее коллекция украшений, посуды и нарядов этого периода.

В оригинальной, изысканной манере картины рассказывают о значении личности в китайской истории, ее культурной и общественной жизни, обычаях и ритуалах.  Каждый свиток — это своеобразная «симфония», созданная с помощью композиции, линий рисунка, каллиграфического текста, а также аллюзий на множество переводов, литературных и живописных произведений, связанных с избранным сюжетом. Ряд произведений будут экспонироваться на выставке впервые. Так, портрет императора Цинь Ши Хуан-ди —  беседа на моральные темы учителя с учеником,  девушки на прогулке, вечеринка творческих людей и картина прощания перед путешествием. Например, на свитке «Старик с цветами сливы» (автор Минь Чжень) изображен известный поэт Су Дунпо, который был губернатором большого региона, а затем узником и изгнанником. Славу ему принесли стихотворения, в которых он одинаково легко воспевал природу и выражал возмущение политическим оппонентам.

— Картина предназначалась не только для наслаждения зрения. Как сюжетные мотивы, так и изображаемые предметы несут глубокое символическое содержание и должны побуждать зрителя к позитивным мыслям и самоусовершенствованию, — характеризует особенности живописи   Марта ЛОГВИН, куратор  выставки, китаист, ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Востока Музея Ханенко.  — Часто человек в китайской живописи изображается маленьким на фоне природы. Это символично и толчок к поискам себя в этом большом мире, осознания своей идентичности. Особенно важно это во времена исторических потрясений, которые в настоящее время, например, переживают украинцы. Терпение, умение посмотреть сверху на критическую ситуацию и не спешить с резкими действиями — вот этому стоит сегодня учиться  у древних китайцев.

Выставку можно посетить до 29 августа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать