Украинская история и европейский опыт

23 января прошла инаугурация Президента Украины. Она состояла из нескольких частей: присяги в Верховной Раде, военных торжеств у Мариинского дворца, речи Виктора Ющенко на Майдане Незалежности. Далее вечером состоялся праздничный концерт во дворце «Украина» и прошел светский бал в Украинском доме. Церемонию транслировали отечественные телеканалы. За ней имели возможность наблюдать во многих странах. Наше государство было представлено достойно. Главный режиссер действа — Василий ВОВКУН. «День» обратился к нему с несколькими вопросами.
— Господин Вовкун, что легло в основу концепции инаугурации? На чем был сделан акцент?
— Я бы назвал несколько важных факторов в процессе подготовки к инаугурации. Первый — это личность самого Президента, для которого украинская культура органична. Еще в 2002 году я вместе с Виктором Андреевичем ездил в избирательном туре «Нашей Украины» в Верховную Раду. Во время нынешних президентских выборов я был координатором культурно-творческой программы. Мы имели возможность общаться разносторонне.
Второй фактор — изучение европейского опыта. Просматривали видеоматериалы с инаугураций президентов Чехии, Польши, Германии... Проводили консультации с представителями посольств. Однако основной акцент был сделан на украинской истории — княжеские времена, времена казацтва, период УНР.
И, конечно же, один из определяющих факторов — наш народ и отведение ему важной роли на Майдане Незалежности. Украинцы ждали инаугурацию как торжественное заключительное событие, которое должно стать как бы переходом от победы оранжевой революции к активной повседневной работе. Поэтому основная речь Президента произнесена все-таки перед народом. Оргкомитет долго дебатировал на тему, как должно выглядеть действо на Майдане. Наконец мы пришли к выводу, что будет звучать Гимн. Новоизбранный Президент будет стоять со своей семьей, которая будет символизировать все государство. И в завершении прозвучит песня Тараса Петриненко «Україна», которая стала символом еще с первых фестивалей «Червона рута».
— Инаугурация изредка была похожа на монархическую коронацию...
— Я бы сказал, на Майдане — на греческий амфитеатр. Только сам Майдан с архитектурной точки зрения, к сожалению, очень сложно скомпонован. Однако мы пытались его архитектонику использовать максимально.
В Верховной Раде все проходило по протоколу и никаких других решений не рассматривалось. Важно было, чтобы эта часть праздника не показалась слишком официальной. Поэтому сознательно добавили определенные детали — лицеисты в белых костюмах, офицеры с государственными символами власти. Кроме гимна исполнялись «Боже великий, єдиний», марш... Военная церемония у Мариинского дворца отработана на предыдущих инаугурациях, поэтому в нее вмешательств было минимум. Репертуар концерта во дворце «Украина» мы сознательно составили из украинской академической музыки, завершая его «Одой радости» Бетховена, которая легла в основу гимна Евросоюза. Собственно, на мероприятиях такого уровня в Европе звучит национальное музыкальное наследие. Бал в Украинском доме — мой авторский проект, который поддержали частные компании. На нем собралась украинская политическая, деловая, культурная элита, а также зарубежные гости. Ждали 800 человек, пришло — 1800... Это, конечно, создало определенные проблемы, которые пришлось решать на месте. Приятно было видеть Лину Костенко с дочкой Оксаной Пахлевской.
Для оформления интерьера взяли экспонаты из Музея оранжевой революции Киево-Могилянской академии и воспроизвели мини- Майдан с такой же сценой Свободы. А на втором этаже выставлялась экспозиция из 300 фотографий тех незабываемых решающих событий конца ноября — начала декабря. Демонстрировались также видеоматериалы. И где-то это общество в своей массовости напоминало тогдашний Майдан Незалежности.
Еще перед вторым туром выборов у меня была идея какое-то административное здание обернуть в оранжевое полотнище. Ее назвали сумасшедшей. Теперь пришлось замысел воплотить во внешнем оформлении Украинского дома. Это означало, что в главные кабинеты государства заходит новая власть, чей цвет — оранжевый! Потом многие люди говорили, что именно так поняли мое видение.
И, наконец, благословение в Софии Киевской. Мне кажется, что нельзя было обойти это место, которое осталось нам еще с эпохи правления Ярослава Мудрого. В самые тяжелые времена Оранта хранила Украину.
Формат — несколько иной, чем во время инаугурации Леонида Кучмы. Приглашены главы и представители только христианских Церквей. Звонили колокола и звучали духовные песни в исполнении трех хоров. Программа была короткой.
— Сколько дней было на подготовку?
— На первое заседание оргкомитета меня пригласили 8 января и сказали, что все нужно подготовить за десять дней. До 18 января концептуально мы были готовы. В какой-то мере были готовы и практически. Скажу откровенно, когда все переживали, что проведение церемонии затягивается, где-то внутренне я радовался — каждый день давал возможность лучше подготовиться. До сих пор я провел более 250 акций. Но эта была для меня особая как для режиссера, так и гражданина. Более всего хотелось, чтобы Украина выглядела перед миром как великая страна с многовековой историей и культурой!
— Для нас, зрителей, все выглядело безукоризненно. А для вас? Что давалось труднее всего?
— Скажу так — глобальных ошибок не было. Но я люблю нюансы. Почему-то считается, что нужно работать большими мазками, однако на эмоциональном подсознательном уровне можно и нужно играть на деталях. С нюансами, может, не все удалось.
А труднее всего было общаться в оргкомитете. Многие политики думали, что они о культуре и искусстве знают все досконально. На балу уже они пожимали мне руки и говорили: «Благодарим!»
— Господин Вовкун, вы показали новый образец проведения государственных мероприятий. Поскольку сейчас наблюдается большой интерес к Украине, какие артисты и каких жанров, на ваш взгляд, могут достойно представить нашу страну за границей на тех же днях украинской культуры, например?
— Это и раньше делалось, но не на государственном уровне, а в частных связях. Я проводил дни украинской культуры во многих странах. Вспоминаю, в 2000 году в Берлине хору «Киев» за концертную программу «Тысячу лет украинской духовной музыки» аплодировали стоя сорок минут! На ретроспективе фильмов Александра Довженко всегда заполнен зал! Сейчас готовлюсь к выставке «Экспо 2005», которая пройдет в Японии. Японцы просят привезти украинских гончаров, ткачих, керамистов, вышивальщиц...
Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко только что вернулся из турне по Испании и Италии. Солиста Национальной оперы Дмитрия Попова приглашает Метрополитен-опера, а солистка Оксана Дикая уже имеет контракт на февраль с выступлениями во Франции. Все они — участники концерта во дворце «Украина».
— А рок-поп музыканты?
— Уже могут. Собственно, Руслана это доказала. Особенно «ВВ», «Океан Ельзи». «Гайдамаки» часто гастролируют в Германии и Чехии. В ближайшем зарубежье популярны «ТНМК», «Тартак».
— Какова роль в популяризации украинской культуры отведена таким государственным структурам как «Укрконцерт»?
— Сейчас существуют три государственные структуры, которые тесно работают с Министерством культуры. Это — «Арт-Україна», которая делает зарубежные проекты; «Україна мистецька», художественным руководителем которой я являюсь, и, собственно, «Укрконцерт». Не только эти агентства, но и все Министерство нуждаются в реорганизации. Надо выработать вообще новую политику. Нужно срочно дорабатывать концепцию развития украинской культуры, о которой начинал говорить еще Иван Дзюба как министр. Очевидно, она должна быть в тесной связи с концепцией защиты украинского информационного пространства. Чрезвычайно важно, чтобы национальная культура не финансировалась по остаточному принципу, как это было.
Выпуск газеты №:
№12, (2005)Section
Тайм-аут