Тот, кто принимает зло без сопротивления, становится его соучастником
Мартин Лютер Кинг, американский проповедник и лидер движения за гражданские права, лауреат Нобелевской премии мира

Украинский модерн

Национальный художественный музей, который находится в эпицентре противостония на Грушевского, открыл новый проект. И там... аншлаг
28 января, 2014 - 16:56
ПЕТР ХОЛОДНЫЙ. «СКАЗКА О ДЕВУШКЕ И ПАВЛИНЕ»

Даже несмотря на то, что здание Национального художественного музея Украины расположено в самом эпицентре майдановских событий, на ул. Грушевского, 6, нашлось немало героических зрителей, способных все-таки прийти на выставку «Украинская линия модерна». Тематические экскурсии собирают воедино поклонников модерна всех возрастов: семейные пары, студентов и пенсионеров, любителей искусства, профессиональных художников и искусствоведов.

Шедевры А. Мурашко, В. Максимовича, А. Маневича, Г. Нарбута, А. Богомазова, Ф. Кричевского, М. Жука, О. Новаковского, П. Холодного из коллекции Национального художественного музея Украины, а также из фондов Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Музея истории Киева, музейных собраний Харькова, Сум, Днепропетровска, Полтавы, Лебедина демонстрируют этапы развития стиля на примере творчества самых одаренных художников. Масштабный всеукраинский арт-проект, призванный возродить историю и славу украинского модерна, дополнен очень интересными живописными произведениями и предметами быта из частных собраний Киева и Львова.

Стиль модерн, возникший в конце XIX — начале ХХ вв., нашел яркое отражение во всех видах искусства: в станковом изобразительном искусстве, в книжной иллюстрации, архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. И в каждой стране великий стиль соединил орнаментальность, символизм, пластичность, декоративность, с национальными традициями профессионального и народного искусства. Как утверждает куратор выставки Ольга Жбанко: «Украинским мастерам удалось найти собственную «линию модерна» и предоставить ему аутентичных черт, обогатить украинской символикой и засвидетельствовать созвучность мировым художественным процессам».

АЛЕКСЕЙ НОВАКОВСКИЙ. «ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ»

Для модерна свойственен «культ прекрасного ради прекрасного», особый панэстетизм: иной раз изысканно красивая форма становится намного важнее содержания. Орнаментальность и декоративизм являются центром композиции, сам цвет очень часто совсем не соответствует «натуре», но искусственен и звучен ради большего эффекта. В книжных иллюстрациях, графике, станковой живописи, а также предметах декора важным элементом становится извивающаяся линия, стремительно закручивающаяся по спирали, справедливо названная «удар бича».

Даже в станковых пейзажах на первое место выступает линейность, акцентируется рафинированно-утонченнй колорит, темой полотна часто становится мифологический сюжет. Типичный пример произведений такого рода — «Тревога» и «Волна» Михаила Сапожникова, «Морская волна» Владимира Бобрицкого, прекрасные акварели Максимилиана Волошина «Лавовая симметрия», «Залив-ракушка», «Морская фантазия».

ЕВГЕНИЙ БУКОВЕЦКИЙ. «ПОРТРЕТ ПЕВИЦЫ РЕСГАЛЬ»

Яркий представитель модерна с его идеей «прекрасной греховности» — Всеволод Максимович. Про огромные картины-панно этого мастера емко и точно написал английский историк Джон Боулт: «Липкие щупальца его композиций охватывают освещенное янтарным светом пространство, заполоненное обезумевшими эфебами, порочными аполлонами, дионисийскими нимфами и сластолюбивыми аргонавтами».

Самые известные работы художника находятся в фондах НХМУ и представлены на выставке «Линия украинского модерна». Это знаменитый «Автопортрет», картины «Пир», «Аргонавты», «Поцелуй» («Любовники»). Графические работы Максимовича, иллюстрации к «Падению дома Ашеров» Эдгара Аллана По и серия подготовительных рисунков, позволяют зрителю составить представление о творческой манере «украинского Бердслея».

Строго говоря, Максимович — эпигон, но его работы чуть более тяжеловесны, чем гротескно-утонченные образы Обри Бердслея. В отличие от английского мэтра, он отдавал явное предпочтение могучим античным фигурам, а не рыцарям и дамам времен короля Артура. Возможно, Всеволоду Максимовичу атлеты были ближе еще и потому, что сам он состоял в Атлетическом обществе и принимал самое активное участие в соревнованиях.

Творчество Александра Богомазова представлено несколькими графическими работами, зрителя впечатлит суровый черно-белый лаконизм и великолепно продуманная композиция пейзажей «Финляндия», «Озеро», «Киев. Пейзаж». Поклонникам таланта Григория Нарбута будет интересно увидеть его произведение «Лунная ночь. Архитектурная фантазия».

ВСЕВОЛОД МАКСИМОВИЧ. «АВТОПОРТРЕТ»

Если говорить о пейзажах, следует отметить живописные полотна Абрама Маневича. Его живопись демонстрирует изысканную линейность, удивительную динамичность, необычные сочетания тонкой цветовой гаммы. Пейзажи «Весна на Курененевке» и «Днепр около Киева» — лучшие образцы его творчества, с характерным для этого автора заостренным декоративизмом колорита. Лиричная душевность полотен художника не может оставить зрителя равнодушным, Давид Бурлюк заслуженно и очень точно называл его «дирижером оркестра, в котором краски играют в унисон без единой фальшивой ноты звучания». Абрам Маневич писал не только холмы древнего Киева, он часто изображал и маленькие, провинциальные украинские города — такие, например, как Винница и Фастов.

Известный колорист Олекса Новаковский показан на выставке несколькими работами. Во времена студенчества в Кракове и обучения у польских художников В. Лущкевича, Л. Вичульского и Я. Станиславского, он впитал принципы импрессионизма и модернизма, характерные для Западной Европы конца XIX века. Мастер создавал картины с особенным, напряженным колоритом, типичным для художников объединения «Млада Польша». Смелая и динамичная живопись Новаковского сразу же приковывает глаз зрителя к картине, хотя в некоторых полотнах угадывается недосказанность, которая более естественно смотрелась бы в эскизном варианте. «Женский портрет», показанный на выставке — экспериментальная попытка художника использовать все нюансы белого цвета, эффекты от теней и рефлексы, благодаря чему внимание зрителя сфокусировано больше на декоративности цвета и линейности ритмов, чем на психологическом звучании самого портрета. Композиционно и колористически весьма интересна и его картина «Леда» , очень сочно и живо написан цветочный натюрморт.

Впрочем, стоит отметить, для стиля модерн цветы — самодостаточная тема, они присутствуют во многих произведениях если не явно, то скрыто — в виде витиеватых и утонченных орнаментов. Иллюстрации к книгам, картины, рисунки щедро изобилуют растительными элементами, иной раз стилизованными и упрощенными до схематичного обозначения. Цветочные мотивы присутствуют на выставке во многих картинах, в частности — на панно «Белое и Черное», эскизах «Лилия» и «Хризантемы» художника Михаила Жука.

Стремясь представить стиль модерн во всем его разнообразии, куратор выставки Ольга Жбанкова представляет зрительскому вниманию и любопытные предметы декоративного искусства: среди экспонатов можно увидеть сумочку, вышитую бисером, перчатки, старинное женское платье, изящно украшенное стеклянными бусами, а также авторские вышивки начала ХХ века.

Все пять залов экспозиции открывают зрителю разные грани творчества украинских мастеров, создавших замечательные произведения искусства. Интересно и то, что некоторые работы датируются 1914 годом, значит, в нынешнем году этим экспонатам исполняется ровно 100 лет. Знакомство с наследием великого стиля удачно дополняют хорошо сохранившиеся и отреставрированные образцы архитектурного модерна, которые показаны в режиме слайдов на мониторе в одном из залов.

Выставка «Украинская линия модерна» открыта для посетителей до 9 февраля.

Елена ШАПИРО, искусствовед. Фото предоставлены НХМУ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ