Украинский Ван Гог
23 ноября исполнится 110 лет со дня рождения известного живописца Николая Недилко![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121122/4213-12-1_0.jpg)
По экспрессии цветовых сочетаний и богатству тончайших колористических переливов его картины можно сравнить с лучшими холстами Мурашко, Кричевского, Глущенко, шедеврами Гогена и ван Гога, Сислея и Моне.
Недилко родился в 1902 году в с. Ющеновка Сумской области. Восприимчивый к тонкой красоте природы парень не захотел идти по стопам отца-врача и поступил на живописный факультет Киевского художественного института. Николай учился под руководством Федора Кричевского и Михаила Бойчука. Между двумя мэтрами существовало противостояние во взглядах на искусство, и это отразилось на расколе между студентами, образовавшими непримиримые лагеря. Николай Недилко принадлежал к немногочисленной, нейтрально настроенной группе учеников, которые ходили на занятия к обоим преподавателям. И все же, судя по воспоминаниям товарищей Недилко, в частных беседах он чаще восхищался живописью Федора Кричевского, нежели Михаила Бойчука. Тем более интересен тот факт, что в 1924 году молодой Недилко вступает в Ассоциацию революционного искусства Украины, основанную последователями новаторских идей бойчукистов — художником Василием Седляром и ректором КХИ, искусствоведом Иваном Вороной.
Недолгий период участия в групповых выставках заметно помог молодому художнику открыть свое истинное «я»: он с удовольствием пишет пейзажи и натюрморты, иногда — портреты, стремясь раскрыть свой колористический дар. Живопись, сориентированная на будни трудового народа, его не привлекала. Поэтому мастер ищет спасения на нейтральной территории — в театре (впрочем, так часто поступали многие «идеологически ненадежные» художники советского времени).
Закончив в 1928 году Киевский художественный институт, Николай Недилко устраивается декоратором сцены в Оперный театр и подрабатывает на нескольких столичных студиях. Его желание оставаться «в тени театральных кулис» было продиктовано стремлением заниматься «чистым искусством», поисками интересного композиционного решения, цветовой гаммы, гармонии и ритма, а не партийной идеологией, как того требовало время. «Очевидно, что Недилко, сосредоточенный на колористике, не способен был подгонять свою живопись под партийно-пропагандистские требования с их обязательным реалистическим изображением надуманных сюжетов. Истинно «живописная» влюбленность в едва ощутимые оттенки цвета не позволила ему после окончания художественного института идти проторенным путем — трубить в фанфары соцреализма», — пишет Богдан ПЕВНЫЙ. Несмотря на то, что художник выбрал путь пассивного сопротивления, он, тем не менее, неоднократно имел неприятности с «органами», а однажды его арестовали.
Весной 1929 года Николай Недилко знакомится с артисткой Киевской оперетты Оксаной Чумак и переходит на постоянную работу в Театр музыкальной комедии и оперетты, где трудится до 1940-х. Когда началась Вторая мировая война, Николай вместе с Оксаной и двумя друзьями-художниками — Николаем Азовским и Михаилом Дмитренко — уезжают во Львов.
Работая над весенними львовскими пейзажами, мастер открывает себя как тонкий лирик и чуткий колорист. Прекрасно зная прелесть природы в период межсезонья, он часто работает на пленере за городом или в Стрийском парке. Воодушевленный серией выставок и хорошими отзывами коллег и критиков на свои полотна, Николай Недилко мечтает целиком посвятить себя любимому делу. Он активно участвует в выставках в Киеве и Львове, демонстрируя зрителю свой неповторимый экспрессивный стиль.
Однако художник не чувствует себя свободным в условиях советской идеологии, не видит перспектив в своем творчестве и активно ищет альтернативу. Однажды Недилко принимает решение, которое перевернуло всю его жизнь. В 1944 году он вместе с женой иммигрирует в Германию, через несколько лет переезжает в Аргентину, а затем — в Америку, где и заканчивается его жизненный путь, поэтому мы до сих пор не в полной мере знакомы с его богатейшим живописным наследием. А между тем американские коллекционеры за большие деньги приобретают на аукционах небольшие полотна этого дерзкого колориста.
Весна 1979 года стала последней для талантливого украинского живописца. Объединение украинских художников организовало посмертную выставку в Нью-Йорке, представив лучшие произведения мастера. Сегодня полотна Николая Недилко являются редкостью...
Выпуск газеты №:
№213, (2012)Section
Тайм-аут