Украинское прошлое «на ощупь»
Участники Летней школы журналистики «Дня» переосмысливали события времен Богдана Хмельницкого и атаманов Холодного Яра, путешествуя по исторической ЧеркасщинеМаршрут Киев — Триполье — Черкассы — Чигирин — Суботов — Холодный Яр — Киев, который в этом году вошел в программу Летней школы журналистики «Дня»-2011, был избран не случайно. Так же не случайно «День» ежегодно без какой-либо помощи извне прилагает немало усилий, чтобы показать студентам все возможности, преимущества и актуальность интеллектуального туризма в собственной стране. Если в прошлом году маршрут пролегал через Качановку, Сокиринцы, Тростянец — родовые имения аристократических семей Черниговщины, то места, которые посетили участники Летней школы журналистики в этот раз, в свое время были очагами борьбы украинцев за независимость. Сегодня очевидно, что эти сложные этапы украинской истории нуждаются в переосмыслении. Ведь если партизанская война холоднояровцев против большевиков в 1920-х годах длительное время просто замалчивалась, то события национально-освободительной войны 1648—1657 гг. или деятельность УПА подверглись мощному пропагандистскому влиянию. При отсутствии системного исторического образования, нечего надеяться, что навязанные мифы можно нейтрализовать только на школьных уроках истории. А следовательно, потребность исторического самообразования — очевидна.
Следует отметить, что выбранный «Днем» формат интеллектуального туризма нуждается в усилиях не только экскурсоводов, а прежде всего путешественников. Пятичасовой переезд из Киева в Чигирин через Триполье, Канев и Черкассы напоминал интенсивную лекцию по истории от экскурсовода Ольги Бережной, ведь маршрут пролегал по местности, которая помнит древнерусских князей, казачество, гайдамаков, атаманов Василя Чучупаку и Черного Ворона, которых описал в книге «Залишенець» Василий Шкляр. Уже эта непрерывность исторического процесса дает основания Черкасской области быть едва ли не первым номером в списке мест, обязательных для посещения. А ее удивительные пейзажи стали прообразом всем известной шевченковой Украины.
Историко-архитектурный комплекс Чигирина «Резиденция Богдана Хмельницкого», воспроизведенный в рамках программы «Золотая подкова Черкасщины», еще до конца недостроен, но даже сейчас сложно поверить, что при жизни Хмельницкого его дворец выглядел так же скромно. Отсутствие достаточного количества средств — далеко не оправдание для государства, когда идет речь о знаковых для нации исторических сооружениях. Впрочем, недостроенная резиденция не мешает Чигирину оставаться знаковым местом для понимания нашего прошлого. Хотя имя Хмельницкого обычно связывают с подчинением Московии, гетман был европейским политиком, который еще в XVII веке пусть не надолго построил государство с демократическим укладом, к которому Европа пришла на столетие позже. Богдан, как рассказала экскурсовод Людмила Захарчук, несмотря на значительные возможности, был достаточно непритязательным в быту, первым среди украинцев начал пить кофе — чем не европейский тип? Именно за такими деталями мы ехали в Чигирин. А как иначе почувствовать в фигуре гетмана живого человека вместо хорошо известного всем бронзового идола? Восстановленный храм святых Петра и Павла, останки чигиринской крепости на Замковой горе тоже помогают почувствовать дух эпохи.
Близ Замковой горы — родовой хутор Хмельницких Суботов. Бесспорно, жемчужина Суботова — Ильинская церковь. Несмотря на попытки сначала турков, потом поляков и советской власти, разрушить храм, построенный в 1653 году на средства Хмельницкого, церковь уцелела. «Храм имеет казацкое счастье», — считает экскурсовод Виктор Гугля, чье умение захватывающе вести экскурсию заслуживает отдельного внимания. Учебники говорят, что именно Ильинская церковь стала местом последнего пристанища Богдана Хмельницкого, и молчат о том, что вероятнее всего гетман умер от отравления. По крайней мере незадолго до его смерти начальнику тайной службы Хмельницкого Лаврентию Капусте удалось разоблачить около десяти покушений на гетмана, но не все. Если верить легенде и Виктору Гугле, то останки Хмельницкого не покоятся в каменном саркофаге, который до сих пор находится в церкви. Они убеждают, что Лаврентий Капуста и Иван Богун перехоронили тела Богдана, его сына Тимофея, а также казацкий клад, предвидя будущее надругательство. Где? Капуста никому не открыл эту тайну. Однако существует легенда, что последнее пристанище Хмельницкий нашел на Пасхальной горе возле Суботова.
Родное село Василия Чучупаки Медведивка и дуб Максима Зализняка — последний пункт интеллектуального маршрута по Черкасщине. В свое время местные балки были средоточием Колиивщины, потом холодноярского восстания, тут действовала УПА. Нескольких часов в Холодном Яру недостаточно, чтобы почувствовать мощную энергетику этого места. Тут нельзя ездить на машине, тут нужно ходить пешком. Ведь холодноярская история — не в музеях или дворцах, а в каждом доме, дереве. Безусловно, центром путешествия должен стать Мотрин монастырь, где в свое время была «штаб-квартира» атамана Чучупаки.
Подобных мест с «живой» историей в Украине — десятки. Поэтому такие интеллектуальные маршруты должны быть частью личной программы каждого. Черкасщина — только один из ее фрагментов.
Татьяна БУБАЛО, Летняя школа журналистики «Дня», фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Олеся ЯРЕМЧУК, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— Благодаря «Дню» впервые побывала на Черкасщине. Чувственное «прозрение» от пребывания на этой земле навсегда останется в памяти. Когда прочитала романы Василя Шкляра и Юрия Горлиса-Горского, у меня появилось безумное желание почувствовать и, собственно, понять историю начала ХХ века. А переосмыслить историю только из страниц учебников практически невозможно — происходят аберрации сознания, о которых писала Лина Костенко, и из-за которых мы получаем маленькие отклонения от системы координат, в основе которой — национальная идентичность. А может даже не идентичность, а непрерывность истории. Мы привыкли, что с приходом нового «атамана» всегда начинается новая история. А ее всегда хочется начинать с новой строки.
В путешествиях весомую роль играют детали. Сидя на горе Чигирина, я со своими коллегами слушала кобзаря, который сначала нам пел аутентичные украинские песни, а потом и российскую «попсу» по заказу других. Удивительный синкретизм, правда? Это, наверное, какой-то ментальный коллапс, который сформировался по причине единственной общественно-актуальной цели — достать денег. Я это говорю к тому, что нужно уметь отличить настоящее от фальшивки, ведь не всегда дядя в вышиванке, шароварах и с оселедцем — настоящий кобзарь. И не всегда то, что нам фаршируют через телевизоры — объективная правда.
История — пророк наизнанку, от которого в равной пропорции зависит наше будущее. Поэтому по таким местам, как Чигирин, Суботив, Холодный Яр, путешествовать стоит. Хотя бы ради того, чтобы почувствовать ту нефальшивую повстанческую энергетику. В Холодном Яру действительно холодно от мыслей о горьком прошлом, от которого набираешься гордости за отчаянную верность борцов за «незалежність» (слышала, что шутят — «незалежуваність») на многие годы вперед.
Виктория БИЛАШ, Киевский национальный лингвистический университет:
— Места, с которыми я до сих пор была знакома лишь из учебников истории, ожили. И в этом есть особая мистика: ты переносишь те героические события, которые скорее казались легендами, в действительность, на ухоженные и отреставрированные улочки Чигирина. Эта экскурсия еще раз напомнила о важности личной ответственности за каждый поступок, каждое написанное слово. Сегодня украинцы часто соответствуют высказыванию «Моя хата с краю...», что означает тотальное безразличие ко всему, что нас лично не касается. Но, как выяснилось во время путешествия, казаки в это высказывание вкладывали кардинально противоположное значение: «Моя хата с краю, потому мне первому и оборонять свою землю». Очень хочется, чтобы нация вернула себе то первичное состояние причастности к созданию истории своего государства! Интеллектуальные путешествия этому очень способствуют.
Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия»:
— «День» как-то писал, что каждый украинец хоть раз в своей жизни должен побывать в Чигирине. Это простое правило помогло бы лучше понять себя. Интересно, что Богдана Хмельницкого в Украине всегда воспринимали и воспринимают в определенной степени как сказочного персонажа, который ходил в победные военные походы. Практически никто ничего не знает о его человеческих ценностях, увлечениях, повседневной жизни, любви, личных мыслях, разочарованиях. А это не что иное, как наша история, которая в последнее время превратилась в сухую подачу дат. Кто бы мог подумать, что вовсе не Максим Зализняк посадил дуб Максима Зализняка, а усыпальница Богдана Хмельницкого вовсе и не усыпальница. Однако благодаря таким историческим парадоксам украинцы открывают себя снова и снова. История в который раз стремится убедить, что мы слишком интересная нация, чтобы выполнять чьи-то правила, потому что имеем свои, правда, еще не до конца осмысленные и изученные. Приятно и немного необычно было ходить по тем местам, где развивались идеи нашей независимости. И хотя большинство зданий и достопримечательностей того времени не сохранилось, однако никогда не разрушится их дух, энергия самого края. После такого путешествия понимаешь, что газета «День» права. Думаю, здесь подразумевался не только Чигирин, хотя и он в частности. Каждый украинец хоть раз в своей жизни должен пройти основными тропами своих предков.
Екатерина МЕЛЬНИК, Национальный университет «Острожская академия»:
— Черкасщина для меня стала точкой отсчета, с которой нужно начать переосмысливать историю собственного народа. Общение с экскурсоводами в Чигирине, Суботове помогло нам понять, сколько усилий было приложено, чтобы реконструировать эти сокровища, оставленные нам временем в наследство. В то же время в этих небольших городках чувствовался острый привкус модернизации, избытка неразумного вмешательства в аутентичную историческую атмосферу. Неприятно поражает, что тысячелетний дуб Максима Зализняка сейчас охраняется... от туристов, которые не всегда должным образом ведут себя рядом с деревом. Сколько еще мы будем вынуждены охранять историю от дилетантов? По окончании путешествия по Черкасщине я поняла для себя, что один день изучения своей страны «на ощупь» может заменить годы, проведенные лишь за книгами.
Александр КУПРИЕНКО, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко:
— Попав впервые в места, где происходили, знаковые события становления Украинской государственности, я окончательно понял, что имеется в виду под фразой «некачественное среднее образование». Не помню, чтобы хотя бы раз в жизни, под влиянием прочитанной в школе информации, я проявил инициативу посетить эти памятные места. Обычно уже после прочтения книг Юрия Горлиса-Горского («Холодний Яр») и Василия Шкляра («Залишенець») желание пройти хотя бы пару шагов по земли, где ходили и братья Чучупаки, и Черный Ворон, и Данила Терпило (атаман Зеленый) было крайне сильным. Поэтому, наверное, впечатление от поездки ничего не могло испортить. Смутило немного только то, что всюду на территории и околицах Холодного Яра огромное количество брошенных домов. Но сумел поднять настроение экскурсовод Богдан, заметив, что сейчас молодые семьи заселяют понемногу район и уже одиннадцать младенцев увидели мир на территории Холодного Яра и на Родине Василия Чучупаки — в селе Медведивка.
Христина БОНДАРЕВА, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— Говорят, чтобы не наступать на те же самые грабли в собственной истории, нужно уметь оглядываться назад и делать правильные выводы. В XVII веке у нас было государство, которое современники называют едва ли не идеальным вариантом строя для Украины. Об этом мы помним еще со школьной программы. Приложить бы историю к практике — был бы идеальный руководитель страны, в поисках которого постоянно находимся. Павел Лепский писал о Богдане Хмельницком: «Это человек нелукавый, спокойный, молчаливый, не чурается людей, лично руководит всеми делами, скромный в еде и питье, каждый, кто на него посмотрит, глянет ему в глаза, скажет: вот он, этот Хмель, чья слава прокатилась по всему миру». И Холодный Яр — яркий пример преемственности создания украинского государства. После казаков здесь боролись гайдамаки, которые держали в страхе всю Польшу. Они почти добились желаемого. Но случилось то, что так часто случалось в нашей истории, — отсутствие союзников в освободительном деле, подкрепленное мощью захватчиков. Через десятки лет здесь господствовала Холодноярская военная организация, которая придерживалась постулатов УНР и благодаря которой советская власть не распространила свое влияние здесь до 1921 года. В 40-х годах ХХ века в Холодном Яру действовали отряды партизан и воинов УПА. Все эти события до сих пор являются основанием для общественных дискуссий. Но в действительности не все так многозначно. Вывод можно сделать единственный: и казаки, и гайдамаки, и холодноярцы, и те, кто боролся с оккупантами, — все хотели становления независимого от кого бы то ни было государства.
Ярослава ТИМОЩУК, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— На Черкасщине я побывала впервые. Теперь точно знаю: украинский патриотизм не является прерогативой радикально настроенных галичан. Пребывание в Чигирине, Суботове, Холодном Яру заставляло каждый раз вспоминать слова поэта, который здесь творил: «Ніхто не перекреслить мій народ...» Нынешняя ситуация в стране не требует от нас смертельных подвигов, но нуждается в титанических усилиях каждого, направленных на понимание и переосмысление. Один из методов — интеллектуальный туризм. Кстати, и было бы хорошо, если бы им прониклись также те, от кого сегодня особенно зависит будущее страны, ведь пока еще они отдают преимущество зарубежной экзотике...
Выпуск газеты №:
№126, (2011)Section
Тайм-аут