Уравнение со многими неизвестными
В Беверли-Хилз состоялась 76-я церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус»![](/sites/default/files/main/articles/08012019/12foto.jpg)
Далее — список лауреатов без телевизионных номинаций.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
«Богемная рапсодия»/Bohemian Rhapsody.
ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ ИЛИ МЮЗИКЛ
«Зеленая книга»/Green Book.
ЛУЧШИЙ АКТЕР В ДРАМАТИЧЕСКОМ ФИЛЬМЕ
Рами МАЛЕК — «Богемная рапсодия»/Bohemian Rhapsody.
ЛУЧШАЯ АКТРИСА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ФИЛЬМЕ
Гленн КЛОУЗ — «Жена» / The Wife.
ЛУЧШИЙ АКТЕР ВТОРОГО ПЛАНА
Махершала АЛИ — «Зеленая книга» / Green Book.
ЛУЧШАЯ АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА
Регина КИНГ — «Если бы Бил-стрит могла заговорить»/If Beale Street Could Talk.
ЛУЧШИЙ АКТЕР В КОМЕДИИ ИЛИ МЮЗИКЛЕ
Кристиан БЕЙЛ — «Государственные службы»/Vice.
ЛУЧШАЯ АКТРИСА В КОМЕДИИ ИЛИ МЮЗИКЛЕ
Оливия КОЛАН — «Фаворитка»/The Favourite.
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР
Альфонсо КУАРОН — «Рим»/ Roma.
ЛУЧШАЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Shallow — «Рождение звезды»/A Star Is Born.
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
«Человек-паук: Через вселенные»/Spider-Man: Into the Spider-Verse.
ЛУЧШИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ
«Человек на Луне»/First Man.
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ
Питер ФАРРЕЛЛИ, Ник ВАЛЛЕЛОНГА, Брайан Хейз КЬЮРИ/ «Зеленая книга»/Green Book.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
«Рим»/Roma.
В этом списке бросается в глаза главная тенденция: безоговорочного лидера в сезоне 2018/19, судя по всему, нет. Сразу три фильма получили по две награды. «Богемная рапсодия» (режиссер — Брайан Сингер) — биографический мюзикл о группе Queen и Фредди Меркьюри — получил призы за лучший фильм и лучшую мужскую роль (Рами Малек). У другой кинобиографии, в этот раз комической — «Зеленой книге» Питера Фаррелли — «Глобусы» для лучшего актера второго плана (Махершала Али) и лучшего сценариста (здесь работало целое трио — Питер Фаррелли, Ник Валлелонга, Брайан Хейз Кьюри). Наконец, у черно-белой картины мексиканского режиссера Альфонаса Куарона «Рим» награды «лучший режиссер» и «лучший фильм на иностранном языке».
Еще одна занятная штучка: в призовой гонке приняли участие целых три музыкальных ленты. Так, в «Зеленой книге» речь идет о гастролях одного из лучших джазовых пианистов своего времени, афроамериканце Докторе Доне Ширли (Махершале Али) в 1962 году по югу США, где на то время процветала свирепая расовая сегрегация. Доктор нанимает здоровячка, говоруна и задиру Тони (Вигго Мортенсен), чтобы без проблем проехаться с концертами. Али отмечен по заслугам, но Мортенсен делает своего персонажа не менее полнокровным, поэтому вся картина — равноценный актерский дуэт, смотреть на работу которого — сплошное удовольствие.
С «Зеленой книгой» и «Рапсодией» соревновался также мюзикл «Рождение звезды», чей режиссер, Бредли Купер, сыграл главную роль — угасающую рок-знаменитость, который выводит к славе перспективную дебютантку (Леди Гага). Это уже четвертая киноверсия известного сюжета (о предыстории смотрите: «Куда приводят мечты» — Дмитрий Десятерик, «День», 19 октября 2018). И тут произошла неожиданность. Несмотря на высокую оценку критики, которая особенно отметила блестящую игру Леди Гага, и на хорошие кассовые сборы, «Глобус» достался фильму только в категории «лучшая оригинальная песня». Зато полностью мелодраматическая и прямолинейная «Рапсодия» награждена по наивысшему разряду.
Наконец, у черно-белой драмы 57-летнего мексиканца Альфонсо Куарона «Рим» — награды «лучший режиссер» и «лучший фильм на иностранном языке». И это еще одна неожиданность, даже с определенным привкусом сенсации. Сюжет построен как хроника жизни рядовой семьи среднего класса в Мехико в начале 1970-х. Отец нечасто бывает дома, мать воспитывает четырех детей, опираясь на помощь двух служанок-индианок, одна из которых — Клео (Ялица Апарисио) — является ведущей героиней. Повествование переламывают студенческие беспорядки во время католического праздника 10 июня 1971 года, когда демонстранты были расстреляны солдатами.
«Рим» — мастерски сделанная, социально точная и психологически глубокая черно-белая драма. Ее достойно оценило жюри 75-го Венецианского фестиваля, присудив главный фестивальный приз — «Золотого льва». Но, когда идет речь об американских наградах, регалии Старого Мира не имеют никакого значения. В этом смысле и «Золотой глобус», и «Оскар» — чрезвычайно консервативные институции. Приз — это в первую очередь повышение прибылей в американском прокате, поэтому иерархия наград напрямую связана с мощными голливудскими компаниями — как производителями, так и дистрибьюторами: «лучший фильм» «Богемной рапсодии» — яркое тому подтверждение. Фильм имеет незаурядную популярность, возродил интерес к Меркьюри и его музыке — не важно, что в следующем году об этой незамысловатой мелодраме никто уже и не вспомнит. Для картин на неанглийских языках отведена одна-единственная категория. Режиссура, актеры, сценарий и тому подобное — это все для англосакского мира, хоть бы ты был Бунюэлем, Бергманом или Феллини (ни у одного из них не было «Оскаров» вне «иностранной» резервации). И вдруг именно «лучшая режиссура» отходит Куарону — за подчеркнуто медленное, испаноязычное кино, которое совершенно точно не соберет большую кассу в США. Здесь тот редкий случай, когда искусство все же победило расчет.
Остальные награды — вполне предсказуемы: и для Кристиана Бейла, который эффектно перевоплотился в вице-президента Дика Чейни в «Государственных службах», и для Оливии Колан, которая блестяще сыграла королеву Анну Стюарт в «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса. А главная интрига заключается все же в вышеупомянутом распределении призов. Ведь вручение «Глобуса» начинает сезон разных наград (до десятка) в киноиндустрии США, который завершается вердиктами Американской киноакадемии. Из-за этого эту награду часто называют репетицией «Оскара»: обычно фавориты прессы потом получают и статуэтки.
Итак, 25 февраля станет понятно — сохранит ли свое лидерство «Богемная рапсодия», вручат ли Леди Гага заслуженный приз, станет ли Куарон вторым после Роберто Беньини неанглоязычным режиссером, который получит «Оскара» за режиссуру.
В этом уравнении много неизвестных.
Тем более увлекательно.
Выпуск газеты №:
№1, (2019)Section
Тайм-аут