Ужасное нравоучение
В украинский прокат вышел фильм, рекламируемый как «новое слово в жанре хоррор»
К созданию хоррора «Убрать из друзей» (Unknown User / Cybernatural) причастны два по-своему легендарных человека из мира кино. Продюсер Тимур Бекмамбетов, автор обоих «Дозоров», на сегодня — единственный постсоветский кинематографист, добившийся ощутимого успеха в Голливуде. Режиссер Леван Габриадзе — исполнитель роли студента Гедевана, того самого скрипача в великой «Кин-дза-дзе», сын всемирно известного руководителя Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, уже много лет работает в компании Бекмамбетова «Базилевс», где доселе снимал комедии наподобие «Елок» и «Выкрутасов».
С самого начала проект имел оттенок сенсации. Так, рекламный ролик «Убрать из друзей» стал cамым популярным трейлером в истории сервиса Twitter. Только за один день, 14 января, его пользователи опубликовали 261941 пост, посвященный ролику и самой картине. Сборы фильма в США тридцатикратно превысили его бюджет, дойдя до 31000000 долларов.
Наиболее заметно то, что Unknown User — это до мелочей продуманное упражнение в форме, начиная с заставки студии «Юниверсал», которая на секунду застывает и дробится на пиксели. Все события происходят исключительно на мониторе героини по имени Блэр, все рутинные операции, от переписки по чату до засылки вируса, задействованы как инструменты развития фабулы. Форма диалога — Скайп-конференция, к которой подключается неизвестный и неудаляемый пользователь. Предмет конфликта — суицид подруги Блэр — Лоры, затравленной сверстниками и сверстницами из-за компрометирующего видео.
Подростковая травля существовала всегда, просто Сеть дала ей новые возможности. Несколько самоубийств подростков в США в последние годы вывели проблему кибербуллинга (т. е. травли в Интернете) в мейнстримные СМИ. Страшная месть за подобное — вполне выигрышный сюжет. Однако воплощается он на вдоль и поперек исхоженной территории молодежного хоррора. Новаторство формы воплощения конкретного сценария срабатывает, если согласуется с формой более общей и обязательной — жанровой. В хорроре необходимы напряжение (саспенс), правильно выстроенное чередование моментов обманчивого расслабления со взрывами насилия, и, конечно, чрезвычайно важны убедительные актерские реакции.
Увы, начало «Убрать из друзей» тонет в малодинамичных разговорных сценах. Потом дело немного налаживается. Игра на выбывание, в которой поневоле участвуют герои, и первые два убийства ощутимо бьют по нервам благодаря вовремя проявленному умению Габриадзе больше скрыть, чем показать, а показанное сконцентрировать до шоковой выразительности. Но дальше не ладится. Ритм падает, эффект неожиданности теряется, действие вновь скатывается к болтовне. Это, впрочем, можно было бы поправить за счет работы актеров, но она явно недостаточна. В завершающих эпизодах вместо доведения ужаса до пика фонтанирует какая-то многословная истерика. Это — не говоря о драматургических нестыковках (все шестеро явно не сироты и не отшельники, но оказались одни дома, мобильными почему-то почти не пользуются и т. п.)
Бекмамбетов и Габриадзе так стремились к формальному совершенству (внутрикадровый монтаж занял полтора года), что в итоге стали заложниками собственного перфекционизма. Что в итоге вышло? По форме — эксперимент, который, как когда-то стилистику другого культового ужастика, «Ведьма из Блэр» (да-да, явная отсылка), теперь будут копировать до полного коммерческого истощения, а содержательно — несложная поучительная драма о вреде кибербуллинга. Впрочем, если она остановит хоть кого-нибудь от проявлений ненужного остроумия в соцсетях — это уже хорошо.
Выпуск газеты №:
№129, (2015)Section
Тайм-аут