Перейти к основному содержанию

Ужасное нравоучение

В украинский прокат вышел фильм, рекламируемый как «новое слово в жанре хоррор»
22 июля, 17:24
ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

К созданию хоррора «Убрать из друзей» (Unknown User / Cybernatural) причастны  два по-своему легендарных человека из мира кино. Продюсер Тимур Бекмамбетов, автор обоих «Дозоров», на сегодня — единственный постсоветский кинематографист, добившийся ощутимого успеха в Голливуде. Режиссер Леван Габриадзе — исполнитель роли студента Гедевана, того самого скрипача в великой «Кин-дза-дзе», сын всемирно известного руководителя Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, уже много лет работает в компании  Бекмамбетова «Базилевс», где доселе снимал комедии наподобие «Елок» и «Выкрутасов».

С самого начала проект имел оттенок сенсации. Так, рекламный ролик «Убрать из друзей» стал cамым популярным трейлером в истории сервиса Twitter. Только за один день, 14 января, его пользователи опубликовали 261941 пост, посвященный ролику и самой картине. Сборы фильма в США тридцатикратно превысили его бюджет, дойдя до 31000000 долларов.

Наиболее заметно то, что Unknown User — это до мелочей продуманное упражнение в форме, начиная с заставки студии «Юниверсал», которая на секунду застывает и дробится на пиксели. Все события  происходят исключительно на мониторе героини по имени Блэр, все рутинные операции, от переписки по чату до засылки вируса, задействованы как инструменты развития фабулы. Форма диалога — Скайп-конференция, к которой подключается неизвестный и неудаляемый пользователь. Предмет конфликта — суицид подруги Блэр — Лоры, затравленной сверстниками и сверстницами из-за компрометирующего видео.

Подростковая травля существовала всегда, просто Сеть дала ей новые возможности. Несколько самоубийств подростков в США в последние годы вывели проблему кибербуллинга (т. е. травли в Интернете)  в мейнстримные СМИ. Страшная месть за подобное — вполне выигрышный сюжет. Однако воплощается он на вдоль и поперек исхоженной территории молодежного хоррора. Новаторство формы воплощения конкретного сценария срабатывает, если согласуется с формой более общей  и обязательной — жанровой. В хорроре необходимы напряжение (саспенс), правильно выстроенное чередование моментов обманчивого расслабления со взрывами насилия, и, конечно, чрезвычайно важны убедительные актерские реакции.

Увы, начало «Убрать из друзей» тонет в малодинамичных разговорных сценах. Потом дело немного налаживается. Игра на выбывание, в которой поневоле участвуют герои, и первые два убийства ощутимо бьют по нервам благодаря вовремя проявленному умению Габриадзе больше скрыть, чем показать, а показанное сконцентрировать до шоковой выразительности. Но дальше не ладится. Ритм падает, эффект неожиданности теряется, действие вновь скатывается к болтовне. Это, впрочем, можно было бы поправить за счет работы актеров, но она явно недостаточна. В завершающих эпизодах вместо доведения ужаса до пика фонтанирует какая-то многословная  истерика. Это — не говоря о драматургических нестыковках (все шестеро явно не сироты и не отшельники, но оказались одни дома, мобильными почему-то почти не пользуются и т. п.)

Бекмамбетов и Габриадзе так стремились к формальному совершенству (внутрикадровый монтаж занял полтора года), что в итоге стали заложниками собственного перфекционизма. Что в итоге вышло? По форме — эксперимент, который, как когда-то стилистику другого культового ужастика, «Ведьма из Блэр» (да-да, явная отсылка), теперь будут копировать до полного коммерческого истощения, а содержательно — несложная  поучительная драма о вреде кибербуллинга. Впрочем, если она остановит хоть кого-нибудь от проявлений ненужного остроумия в соцсетях — это уже хорошо.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать