Перейти к основному содержанию

В Киеве наступила весна... античная

Впервые Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко показал широкой публике уникальные экспонаты
25 февраля, 16:01
ВЕЛИКОЛЕПНЫ ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ ИЗ ГЛИНЫ С ПОЛИХРОМНОЙ РОСПИСЬЮ (ПОЛЮБОВАТЬСЯ НА УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ МОЖНО ДО 15 МАРТА)

Экскурс в мир древних  греков, этрусков и римлян — щедрый дар ценителям искусства от музея, — до середины марта открывшего выставку  «Античная коллекция Музея Ханенко. Избранное».

Возраст мраморных портретов, расписных ваз, терракотовых  статуэток, стеклянных флаконов  и бокалов впечатляет — приблизительно от 1700 до  3000 лет! Пропустить такую выставку — совершенно  непростительно, ведь из колыбели античности  выросло  все   мировое   искусство.

Увидеть оригиналы древних памятников из коллекции Богдана Ханенко — увлекательная возможность приобщиться не только к антикам, но и к истории самой коллекции.

«... Я ходил по музеям, смотрел на мраморы, на древние бронзы, глиняные вазы, и не понимал значения виданных предметов; чувствуя их красоту, я пришел к сознанию, что мое представление об искусстве далеко было не полным...» — писал Богдан Ханенко о своем первом знакомстве с античным искусством. Однако, уже спустя 25 лет его собственная античная коллекция пополнилась великолепными образцами.

Выставка «Античная коллекция Музея Ханенко. Избранное»  посвящена памяти Фани Моисеевны Штительман (1914—1992   гг.)      — археолога и искусствоведа, истинного мастера своего дела, досконально изучившего  коллекцию античного искусства музея.  О заслугах этой выдающейся женщины рассказывает куратор выставки Екатерина ЧУЕВА:  «С  1944  по 1954 гг. она исследовала один из самых крупных греческих полисов на территории Украины — Ольвию, ее хору (сельскохозяйственную округу). Обстоятельства сложились так, что Фанни  Моисеевна Штительман вынуждена была уйти из института археологии Академии Наук УССР, что лишило ее возможности вести раскопки. В 1955 г. она перешла в наш музей, где активно работала в течении  16-ти  лет.

Штительман составила  первый полный каталог нашего собрания, и благодаря ей  сама коллекция увеличилась: если до ее прихода античная коллекция насчитывала около 200 предметов (не считая античной скульптуры), то рукой Фанни Моисеевны в инвентарную книг музея вписано еще 130 единиц, которые ей удалось получить из других музеев и из фондов Института археологии — это предметы, найденные в результате археологических раскопок. В  том числе, на территории Украины в начале 1960-х — на острове Березань.

Экспозиция открывает перед зрителем чудесный мир  искусства древнего мира. Здесь мы видим  краснофигурную и чернофигурную керамику,  о которой римский естествоиспытатель Плиний в одном из своих сочинений отметил, что греческий  вазописец Кимон в V веке до Р.Х. «принялся  изображать лица в профиль и придавать им различные выражения, рисуя людей смотрящими то назад, то вверх, то вниз, стал точно передавать каждую часть  тела, подчеркивать жилы, воспроизводить складки и изгибы одежд».

Великолепны терракотовые статуэтки из глины с полихромной росписью, безусловный восторг  у  поклонников римского искусства вызовут  мраморные  эталоны красоты: портрет юноши периода Антонинов  (138—132 гг. до Р.Х.), и Женский портрет эпохи Траяна (98—117 гг. до Р.Х.), приобретенные  Богданом Ханенко в Риме.

«Наш античный фонд  небольшой, —  продолжает рассказ Е. Чуева, —  он насчитывает всего  около 400 единиц хранения, это одно из самых маленьких собраний в фондах музея, к примеру — фонд европейской графики насчитывает около 20 тысяч. Мы знаем, что в доме Ханенко хранилось много интересных предметов древнего искусства, которые сейчас хранятся в различных музеях Киева: например, в Национальном музее истории Украины — коллекция античной керамики, в музее исторических драгоценностей — ювелирные изделия. Во времена Богдана Ханенко античная коллекция была частью археологической коллекции, которая по-видимому, считалась  одной из лучших на территории всей Российской  империи.

Выставка «Античная коллекция Музея Ханенко. Избранное» открылась в рамках международной конференции «Ханенковские чтения». В экспозиции представлено около 60 предметов: это избранные произведения, лучшие, на наш взгляд, с точки зрения художественной ценности.

Среди самых интересных экспонатов я бы назвала так называемый ханенковский аск — предмет, который, по словам исследователей, был найден в Ольвии. Это сосуд для вина, датируется VI веком до Р.Х., на нем изображены танцоры-комасты, участники комоса  (шествия с пением и музыкой, которое устраивали после пира-симпозия). Интересно, что этот аск в свое время стремился прибрести Эрмитаж, но Варвара Ханенко (после смерти Богдана Ивановича, она была распорядительницей коллекции) поняла, что предмет очень ценный, и отказалась его продавать.  

Еще один экспонат по праву можно назвать «лицом» выставки (фрагмент его росписи украшает афишу) — так называемый кратер киевского мастера, сосуд для смешивания вина с водой, расписанный в краснофигурной технике — фон залит черным лаком, фигуры оставлены  в цвете глины. Это работа аттического мастера. Она датируется около 400 г. до Р.Х. Условное имя вазописцу было дано по месту хранения кратера (в Киевском университете). Найден сосуд был в скифском кургане под Каневом в 1845 году. На лицевой стороне кратера изображена сцена боевого танца — пиррихи.

Ныне мы продолжаем изучать античную коллекцию музея, а также всё, что связано с историей коллекции древностей Б.И. Ханенко.

Иллюстрации предоставлены музеем

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать