В киевской Опере новая Любаша
Дебют Натальи Кислой в «Царской невесте»
31 января на сцене Национальной оперы Украины давали «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Этот спектакль был необычным — он прошел по случаю 70-летнего юбилея Анатолия Мокренко. Но было еще одно примечательное обстоятельство — в партии Любаши впервые выступила молодая солистка театра Наталия Кислая. Это уже десятая партия, спетая ею на большой сцене. Ранее в репертуаре певицы была партия Дуняши из этой же оперы. Впрочем, Наталия знает все меццо-сопрановые партии «Царской невесты».
Любаша — это особая роль. Она магически влечет к себе каждую певицу, это партия-мечта для всех без исключения меццо-сопрано. Но можно пересчитать на пальцах тех певиц, которые отваживались выходить в этой партии на киевскую сцену. Традиции исполнения Любаши в нашем театре освящены светлым именем Ларисы Архиповны Руденко. Эта партия пленяет каждую исполнительницу целиком, заставляет бесконечно возвращаться мыслью к сложному и противоречивому образу этой сильной русской женщины. Общеизвестен курьезный случай, когда молодая Тамара Синявская, изучая партию Любаши, настолько была увлечена этой музыкой, что как-то, находясь в метро и увлеченно анализируя внутренним слухом свою будущую трактовку, вдруг вслух пропела: «Нет, быть не может, ты меня не кинешь!»
Наталия Кислая — дочь заслуженной артистки Украины Светланы Кислой, которая сама блестяще исполняет партию Любаши. Ввод Наталии в этот спектакль оказался немного неожиданным, и последняя неделя перед дебютом была самой напряженной. Однажды, во время занятий Наталии с концертмейстером, ее мама, стоя под дверью класса и вслушиваясь в пение дочери, взволнованно сказала: «На свет появляется новая Любаша!»
И вот настал момент выхода Кислой на сцену. Малюта Скуратов (еще один дебютант вечера — молодой бас Олег Сычев) подталкивает ее вперед, к гостям. Любаша — сама кротость и смущение. По просьбе гостей она поет свою песню, которая исполняется без музыкального сопровождения. Это настоящее испытание для каждой певицы. Четыре с половиной минуты, которые определяют настрой всей партии, быть наедине с залом. Наталии Кислой удалось буквально заворожить публику.
Отлично провела Кислая дуэт с народным артистом Украины Вячеславом Лупаловым, исполнявшим партию Грязного. Какой скорбью была у нее наполнена реплика: «Знать, не любишь больше ты свою Любашу»! Ее голос лился как река невыплаканных женских слез. И вот — бьют куранты! Нет, это не просто призыв к заутрене. Это роковой набат судьбы, в такт которому бешено бьется сердце Любаши. Отныне ей остается только одно — отчаяние и неутолимая любовь. «Постой, куда ты?» — последнее, что говорит Грязному прежняя Любаша. После этих слов она обнимает ступени, по которым только что ушел Грязной. И сразу же перед нами словно появляется другой человек: горе удесятерило ее силы, и она задумывает осуществить невозможное… Кислая в этом месте всем своим видом подчеркивает ту перемену, которая произошла в душе ее героини. Этот момент чрезвычайно труден технически. Что бы ни творилось в душе героини, певица, поющая Любашу, в этом месте всегда нуждается в помощи дирижера. Без его жеста крайне трудно вступать вовремя (аккомпанемент здесь быстрый, стремительный). И дирижер спектакля — народный артист Украины Иван Гамкало — всячески поддерживал дебютантку.
Во втором действии Любаша — неприступная жрица в храме своей Любви. Она уступает Бомелию (Владимир Федотов), но остается сильной и непобежденной. Вся сцена, дуэт и ариозо были исполнены очень убедительно.
Несмотря на юный возраст певицы, в ее Любаше уже ощущалось зрелое мастерство. Для голоса Наталии Кислой характерна инструментальная безупречность и ровность звучания всех регистров диапазона. Она продемонстрировала тембральную наполненность, красоту и певучесть звуковедения.
Выпуск газеты №:
№21, (2003)Section
Тайм-аут