В поисках стиля
Традиционно в театральных городах, а именно таковым является Киев, должны происходить определенные культурные событияОднако так уж повелось, что некоторые театральные коллективы становятся их участниками, а некоторые — неизменными творцами. Так, театр «Колесо» уже в течение многих лет (кстати, недавно коллектив отметил свой 20-летний юбилей) является инициатором разнообразных творческих акций, которые отличаются и по масштабности, и по художественному уровню и, в конце концов, концептуально. Но главное — все они преследуют цель привлечь театральное сообщество не только Киева, но и других городов и даже стран к совместному действу.
Очередное творческое изобретение театра, международный фестиваль, идейным вдохновителем которого является художественный руководитель «Колеса» Ирина Клищевская, было так и названо — «Событие».
В фестивале, кроме столичных украинских театров (Киевский театр «Колесо», спектакль «Женщины Моцарта», Киевский академический драматический театр на Подоле, «Мастер-класс Марии Каллас», Киевский академический театр юного зрителя на Липках, «Мой бедный Марат», Киевский академический молодой театр, «Обычная история», Творческая мастерская Театр марионеток, спектакль «Макбет», Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества, опера-балет «Дитя и чары») приняли участие Винницкий академический музыкально-драматический театр имени Н. Садовского со спектаклем в постановке Таисии Славинской «Дом Бернарды Альбы», Республиканский театр юного зрителя из Беларуси со спектаклем «Синий автомобиль», Драматический театр имени Рачо Стоянова из Болгарии в сотрудничестве с театром «Колесо» (спектакль «Золотое руно»), а также Театр у Никитских ворот под руководством Марка Розовского со спектаклем «Все проходит. Жизнь и судьба» по Василию Гроссману.
И, кроме формальной «раздачи» наград (молодое, или, как его назвали, «зеленое» жюри отметило белорусский «Синий автомобиль», а взрослое отдало предпочтение спектаклю Марка Розовского), все участники стали лауреатами фестиваля и были отмечены в отдельных номинациях. Но главное — «Событие» стало поводом для того, чтобы увидеть и профессионально почувствовать, чем живут театры за пределами Киева.
Не так уж часто на украинской сцене увидишь постановку по драматургии Гарсиа Лорки. А в винницком театре осмелились предложить свою сценическую интерпретацию его пьесы, отдав дань музыкальности текстов выдающегося испанского драматурга, акцентируя на его философской глубине и тяготении к знаковости. Не зря «взрослое жюри» отметило режиссера спектакля «Дом Бернарды Альбы» Таисию Славинскую в номинации «за поиск стиля», ведь в спектакле — и театр теней, и глубокий символизм, и неожиданные сценические трюки, и (хоть временами и не достаточно осторожные) микширования разножанровых элементов.
В спектакле «Синий автомобиль» в постановке Республиканского театра юного зрителя из Беларуси «победила» сценография. Художественно-пространственные находки и внешние приемы помогли актеру не выпустить довольно качественный и, нужно заметить, уважаемый киевским зрителем материал из-под контроля. Известно, что спектакль с Алексеем Вертинским в Молодом театре до сих пор не утратил своей актуальности («День» в №89 писал о 10-летнем юбилее этой постановки). И те проблемы, которые в свое время попытался решить автор текста Ярослав Стельмах, несмотря на некоторую интимность монолога, для многих довольно близки. Хотя, что в этом тексте видит современный зритель: муки творчества или единство между поколениями, которое и помогает творить?..
Конечно, особенным событием, безотносительно к концепции фестиваля и наградам, стал спектакль в постановке Марка Розовского «Все течет. Жизнь и судьба» по Василию Гроссману. Кстати, в этом году отметили 100-летний юбилей Гроссмана, который впервые заговорил о Голодоморе в Украине и который совсем не представлен на украинской сцене.
«Все течет. Жизнь и судьба» — это не просто спектакль, это монологи-исповеди, заставляющие остановить время и затаить дыхание. Ведь за один час без специфических режиссерских изобретений, сценографических или музыкальных средств перед зрителем разворачиваются две самых страшных трагедии — Голодомор и Холокост.
Композиционно спектакль — это две женские истории, невыносимо страшные и трогательные. С уст актрисы Маргариты Рассказовой звучит монолог советской активистки, которая принимала непосредственное участие в «создании» Голодомора; Райна Праудина помогает не просто понять, а почти физически почувствовать страх и горечь матери, которая пишет сыну последнее письмо, в ожидании казни в еврейском гетто.
Зрителю на какое-то время могло показаться, что перед ним не актрисы театра, а реальные свидетели страшных страниц истории.
И напоследок: если зритель будет иметь возможность смотреть подобные спектакли, можно справедливо заметить, что фестиваль состоялся. Станет ли он событием в культурной жизни, покажет время. Однако все гости и участники «События», несомненно, желают этого его создателям...
Выпуск газеты №:
№98, (2008)Section
Тайм-аут